Виталий Артемьев: «Не жалею, что связал жизнь с «Локомотивом»
9 ноября ветерану «Локомотива» Виталию Артемьеву исполнилось 80 лет.
Более полувека назад этот статный седовласый человек выходил на поле в футболке «Локомотива», радовал своей игрой болельщиков команды. Сегодня же он является живой легендой, творцом и участником исторических событий. С тех пор многое переменилось как в отечественном футболе, так и в самой стране, однако прошлое по-прежнему остается гордостью и богатством клуба. В канун юбилея Виталий Артемьев рассказал клубной пресс-службе о «Локомотиве» 50-60-х годов, и сделал это настолько живо и подробно, что иной раз, казалось, речь идет о недавних событиях.
Перспективный полузащитник Артемьев появился в «Локомотиве» в далеком 1953 году. Это случилось сразу после того, как по приказу Сталина была расформирована команда ВВС, которой игрок отдал ровно год. Практически всю свою игровую карьеру – а это десять сезонов - Виталий Артемьев провел в «Локо», в котором вместе со многими легендарными футболистами вершил историю команды и отечественного футбола.
- А я ведь мог и не стать футболистом, – начинает свой рассказ Виталий Сергеевич. – В то время, когда я был мальчишкой, не было такого четкого разделения по спортивным специализациям, как сейчас. Мы не выбирали между футболом и хоккеем, а играли во все сразу. Я, например, одно время всерьез связывал свое будущее именно с канадским хоккеем, более того, успел в 1953 году стать чемпионом СССР в составе команды ВВС. Однако на следующий год эту команду расформировали, а меня по решению всесоюзной секции футбола распределили в «Локомотив». Стоит вспомнить, что мой отец и дядья, вместе с братьями Старостиными, стояли у истоков московского «Спартака». Поэтому стать футболистом мне было предопределено изначально.
По прошествии лет я узнал об интересном факте - решение о распределении в стан железнодорожников принимал лично министр путей сообщения того времени Борис Бещев. Помимо меня по «заказу» нового тренера команды Бориса Аркадьева «Локомотив» пополнил еще ряд сильных игроков – Бубукин, Кублицкий, Крушенок, Рогов и другие. С этого времени, как говорят, и начался расцвет «Локомотива» 50-60-х годов. Звезд с неба мы не хватали, зато благодаря Аркадьеву, сплотившему команду, всех игроков отличала крепкая дружба и взаимовыручка.
- Что представлял собой «Локомотив» 50-60-х?
- Даже несмотря на то что игроки и тренер подобрались действительно талантливые, команда еще несколько лет балансировала между первым и вторым дивизионами. Первый успех к «Локомотиву» пришел лишь в 1957 году, когда в финальном матче Кубка СССР нам удалось обыграть одну из сильнейших команд того времени - московский «Спартак». На установке перед тем матчем Борис Андреевич сказал небывалые для тренера-интеллигента слова - призвал не щадить соперника, поскольку спартаковских технарей удастся усмирить лишь откровенной грубостью. Мы выполнили наказ наставника, и, я думаю, наша жесткость во многом способствовала успеху. Спартаковцы же потом долго жаловались на нас, однако мы не волновались по этому поводу – кубок был наш.
К сожалению, в следующем году Борис Аркадьев завершил свою тренерскую карьеру в «Локомотиве», передав полномочия Евгению Елисееву. Тем не менее, заданный Аркадьевым темп мы с уверенностью поддерживали и закончили первенство СССР-1958 на пятой сточке в турнирной таблице. Интересно, что в перерыве чемпионата «Локомотив» провел ряд товарищеских матчей с ведущими турецкими командами. В четырех играх мы одержали всего две победы, тем не менее, наша игра заслужила самых высоких оценок турецких экспертов.
Сезон 1959 года стал нашим звездным часом, если можно так сказать. Мы едва не добились чемпионского титула, однако и серебряным наградам радовались, как дети. Все решилось в заключительном туре сезона, в котором «Локомотив» встречался с лидером первенства - московскими динамовцами. В случае победы мы смогли бы догнать «Динамо» по очкам и получить возможность сыграть с ними «золотой» матч. Однако не сложилось. Соперник тогда показывал запредельный футбол, я думаю, у нас было не много шансов его одолеть.
- Могла ли та команда замахнуться на титул чемпиона страны?
- В то время команда у нас была хорошая, но, к сожалению, не добивалась выдающихся успехов. Я думаю, что нам не хватало спортивного авторитета. «Локомотив» вряд ли можно было равнять с ведущими российскими клубами - ЦСКА, «Динамо» и «Спартаком». Поспорить мы могли разве что с торпедовцами, а против армейских команд, по сути, гегемонов физической культуры СССР, у нас шансов не было. Сама система сделала армейские команды настолько сильными. Например, перспективный игрок подходит по возрасту к службе в армии, и его, вместо того чтобы открыть в родном клубе пути развития, забирают служить. В этом вопросе могли что-то решить лишь руководители крупных государственных ведомств. Все это обескровливало отечественные команды. Подобное, например, случилось с «Локомотивом» после «серебра» 1959 года, когда команда после завершения сезона была буквально растащена по частям.
Меня и самого звали в «Динамо» в 1955 году. Однако на предложение их главного тренера Владимира Якушина, к которому меня привезли с серьезной конспирацией, я сразу не ответил. Интересно, что об этом визите каким-то образом прознал Бещев, и, естественно, вызвал меня на ковер. После нашего разговора я уже не сомневался в том, что останусь в «Локомотиве, и впоследствии ни разу не пожалел об этом решении.
- Как обстояли дела с болельщиками на матчах «Локомотива»?
- Всплеск интереса к «Локомотиву» пришелся на момент нашего турне по Исландии и Канаде в середине 50-х. Именно после тех выступлений пресса стала обращать активное внимание на команду, что, естественно, привлекло любителей футбола. Вплоть до начала 60-х мы были на слуху, имели некий вес в отечественном футболе. Затем последовал спад, и лишь к середине 80-х началась эпоха возрождения «Локомотива». Эпоха результативная и мощная. В те годы железнодорожников не только боялись, как соперника, но и зауважали.
- Сейчас география выездных матчей «Локомотива» весьма обширна. В советское время команда бывала за рубежом?
- Да, очень часто «Локомотив» выезжал за границу на товарищеские матчи. Сейчас всего уже не упомнить, однако одним из самых запоминающихся стало турне по Азии, Африки и Индонезии. Мне выпало сразиться за честь «Локомотива» и нашей страны с командами Бирмы, Индии, Пакистана, Таиланда, Китая и многих других. Отправляясь в эти экзотические страны, мы даже не догадывались о ситуации в их спорте. Однако нас поражали заполненные стадионы, то, как люди относятся к спорту, футболу. Зрительский интерес всегда был запредельным, во многом потому, что «Локомотив» был настоящим кумиром для развивающихся стран. Лишь к концу 50-х для железнодорожной команды открылись двери на Запад – в Турцию, Венгрию, Польшу и ФРГ. Дальше мы, к сожалению, не заглядывали, потому что в СССР существовал некий ранжир команд. Главенствовало в нем столичное «Динамо», затем шли «Спартак», «Динамо» Киев, и уже за ними другие.
А в 1954 году нескольким игрокам «Локо», в том числе и мне, и вовсе поступило приглашение сыграть за сборную команду профсоюзов под маркой московского «Торпедо» в турне по Ливану и Сирии. Эти перестановки случились только лишь потому, что наставник торпедовцев Виктор Маслов побоялся везти туда основной состав.
- Вы упомянули о турне по Исландии и Канаде. Случилось ли там что-нибудь примечательное с командой?
- Действительно, случилась одна занимательная история. Как таковой футбол в этих странах был еще слабо развит, поэтому, например, исландские команды мы каждый раз обыгрывали с неприличным счетом. Однако в Канаде на каждом матче нас сопровождала очаровательная девушка - Мисс Канада. Перед началом каждой игры она выходила на поле, делала символический удар по мячу, после которого у нее с ножки слетала туфелька. Я, как капитан команды, должен был поднять ее и вернуть на место. За это мне причитался поцелуй. В одном из матчей я уступил место капитана Валентину Бубукину, которому также хотелось получить поцелуй красотки. Однако вместо нее на поле вышел мэр города, в котором проходила встреча. Валя не стал его целовать, и потом долго досадовал по поводу неудачи.
- Закончив футбольную карьеру, Вы остались в спорте...
- Да, после окончания карьеры футболиста я стал тренером. Поработал в разных командах низших классов, а в 1969 году и вовсе отправился в жаркий Ирак. В то время СССР активно налаживал внешнеполитические связи с различными странами, в том числе в области спорта. И вот однажды вызвал меня председатель федерации футбола СССР Валентин Александрович Гранаткин и спросил о желании поработать в Багдаде с местной молодежной командой. Конечно, для меня это был вызов, и я согласился. Но при этом в шутку заручился согласием Гранаткина, что в случае неудачи меня все-таки вернут обратно в СССР. В то время советские тренеры весьма высоко котировались в мире, поскольку у нас большое внимание уделялось процессу подготовки. Поэтому мой статус выпускника ВШТ позволил без особых проблем работать в сборной страны. Однако и без сложностей не обошлось. Например, очень препятствовал продуктивной работе южный климат. Не просто было переносить страшную жару, тренировки команды приходилось назначать на раннее утро, либо на поздний вечер. Работа шла, но когда мне сказали, что рассматривают мою кандидатуру на повышение, я решил отказаться от дальнейшего сотрудничества. Двух лет в Багдаде мне вполне хватило. После этого я практически отошел от тренерской деятельности и более двадцати лет работал в различных организациях и должностях.
- Несколько слов о сегодняшнем «Локомотиве».
- Сегодня «Локомотив» - это хороший, добротный коллектив. Скажу более, железнодорожников по праву можно причислить к числу лидеров отечественного футбола. Конечно, хочется, чтобы команда была в тройке по итогам первенства страны, я уверен, это ребятам вполне по силам. Потенциал у команды есть. Особенно хочется отметить тот факт, что «молодежка» «Локомотива» недавно стала чемпионом первенства молодежных команд. Это означает лишь одно - у первой команды появилось подспорье в лице доморощенных игроков. Наша молодежь не менее талантлива, чем зарубежная. Я уверен, что российский спорт должен базироваться на своих воспитанниках.
Фотографии из личного архива Виталия Артемьева можно посмотреть в разделе Фото.