100 лучших игроков «Локомотива». Соломатин
Один из авторов дебютной еврокубковой победы в истории «Локомотива» – в Мюнхене над «Баварией» в 1995-м. Один из тех, кто помог «Локо» взять первый Кубок России – в 1996-м (как и три следующих: в 97-м, 2000-м и 2001-м). Тот, с кем «железнодорожники» доходили – даже дважды – до полуфинала Кубка обладателей кубков. Но не только же в результатах дело: уважали Андрея Соломатина тренеры и фанаты ещё и за то, что выкладывался по полной. Всегда. Таких в «Локо» особенно ценили.
«Солома с перевязанной, как раненый боец, головой» – такая картина первым делом перед глазами и сегодня, 9 сентября, когда уже серьёзному тренеру и даже руководителю собственной детской школы Андрею Юрьевичу Соломатину исполняется 46 лет. Именно в таком виде он и организовывал тот самый гол Харлачёва на «Олимпиаштадионе» в Мюнхене.
Но и без того ведь есть, что вспомнить: 184 матча в составе «Локомотива» – не шутка. Как и 10 забитых мячей. В их числе и гол, после которого, наверное, болельщики «Локо» Андрея особенно полюбили: в ворота «Спартака» в 1995-м (можете посмотреть на него здесь). К тому моменту 19-летний Соломатин едва ли полгода провёл в основном составе «железнодорожников» – где оказался, как ни странно, при посредничестве спартаковской легенды Евгения Ловчева. Который всегда, впрочем, дружил с Юрием Сёминым.
– Да, насколько знаю, это он первым Палычу про меня и рассказал, – вспоминал недавно в нашем разговоре Андрей. – Мы ведь с Женей Ловчевым-младшим, сыном Серафимыча, играли за команду ТРАСКО, куда перешли многие воспитанники ФШМ. В том числе и я там начинал – благо возглавлял её одно время Юрий Петрович Верейкин. Как раз мой тренер по ФШМ, где за 1975-й год бегал и я, и будущий локомотивец Володя Маминов, и армеец Олег Корнаухов… Причём я мог играть даже за 76-й – как родившийся осенью. Но лучше ведь соперничать со старшими, если выдерживаешь конкуренцию: так уровень быстрее растёт. И тем более – у такого тренера, как наш Петрович. Безумно ему признателен. Не знаю, что бы из меня получилось, если бы не он.
– Так как твой переход в «Локо» произошёл? – общаемся, благо знакомы четверть века, по старой дружбе на «ты». – За тобой ведь и другие клубы охотились?
– Да, но так уж звёзды сошлись, что Сёмин был на нашей встрече с дублем «Локомотива», где против нас, помню, вышли и Овчинников, и Батуренко, и Елышев… А я в той игре и забил дважды, и отдал. Ну и потом подошёл Ловчев-старший: вас, мол, ожидает – но не «гражданка Никанорова», как в известном фильме, конечно, а Юрий Палыч.
…Времена тогда были попроще. Уже на следующее утро Сёмин на своей машине подобрал юного футболиста неподалёку от Елоховского собора – Соломатин жил рядом. Отправились в Черкизово – на встречу с президентом «Локо» Филатовым. Договорились с Валерием Николаевичем быстро: ну понятно, какие запросы были тогда у молодого футболиста? Автомобиль, причём отечественный – да зарплата какая-никакая.
Сказалось и то, что папа Андрея очень хотел, чтобы сын играл именно за «железнодорожников». Ибо в свою очередь его отец – Евгений Иванович Соломатин – многие годы был… председателем Центрального совета общества «Локомотив».
– Я-то сам дедушку почти не застал. Он умер, когда мне был годик, наверное. Но, уже придя в «Локо», убедился, что его тут помнят многие. Говорил мне добрые слова про деда и Юрий Палыч, который играл за команду как раз в те годы. Кстати, по отцовской линии у меня сплошь локомотивцы: его мама – ну и соответственно моя бабушка – была директором гимнастической школы «Локо»… Вообще, если выделять то, чем отличался «Локомотив» Сёмина, так это какая-то особенная семейная обстановка. Вспоминаю, как после той игры со «Спартаком» в 95-м и моего гола все дружно отправились на базу – отмечать победу. Остановились где-то у «Щёлковской», скупили чуть ли не весь магазин – и поехали в Баковку!
Отмечать было что: вспомнить хоть победные кубковые финалы в 1996-м, 97-м и 2000-м, в каждом из которых Соломатин принял непосредственное участие. Или выходы в еврокубковую весну осенью 97-го и 98-го («тогда в Португалии после того, как обыграли «Брагу», бар в отеле уже закрылся – так Палыч с Николаичем, даром что главный тренер с президентом, сами встали за стойку и начали пиво разливать, где ещё такое увидишь?»). Или весенние уже победы над греческим АЕКом и израильским «Маккаби» (Хайфа) – и попадания аж в полуфинал Кубка обладателей кубков.
Но если против «Штутгарта» в апреле 1998-го Соломатину сыграть довелось – хотя и не преодолел «Локо» тот барьер, то годом спустя с «Лацио» бились за выход в еврокубковый финал «железнодорожники» уже без Андрея. Случилась в матче с «Маккаби» (ещё в первом) травма: ох, сколько их было в карьере отчаянного бойца, которого Михаил Гершкович – тренер по молодёжной, да и по национальной сборной – называл «человеком с отсутствием инстинкта самосохранения». И вправду: там, куда другой ногой побоялся бы в подкат идти, Солома, как звали его в команде, мог и головой запросто нырнуть. За это и мама собственная его поругивала: куда, дескать, летишь, посмотри на других…
– Первая серьёзная травма, помню, в детстве ещё случилась – в деревне, – рассказывает Андрей. – Лодыжку сломал. Петрович, тот самый наш тренер в ФШМ Юрий Верейкин, шутил, что коровам финты показывал – и на лепёшке поскользнулся. Хотя на самом деле, конечно, просто на кочку нога неудачно попала.
– А во взрослом футболе самая страшная, наверное, была в Люксембурге – за сборную? Там ногу шипами тебе просто распороли…
– Да не сказал бы, что тогда всё так ужасно было, как в матче с Владикавказом. Там защитник-убийца на мяч не смотрел явно – в отличие от меня. Чётко локтем в скулу бил. Сейчас бы за такое, конечно, сразу удалили, а тогда судья не разобрался. Но дисквалификацию 10-матчевую ему потом выписали… А в целом почему у меня много повреждений – да, наверное, в том и дело, что не боялся никогда. Шёл до конца.
Во многом именно из-за травм, думается, Соломатин и сыграл за шесть с лишним сезонов в «Локо» меньше, чем мог. Хотя почти две сотни матчей и без того впечатляют. Но в конечном счёте он стал попадать в основу реже, чем хотелось бы. «Ему, похоже, необходима была смена обстановки, – гласит Официальная история футбольного клуба «Локомотив». – Перестало получаться на поле так, как прежде, выпал из своей колеи… Расстались с командой пристойно, без взаимных обид, понимая, что так будет лучше для обоих».
Пожалуй, стоит согласиться. И с тем, что так было лучше для всех: Андрей вскоре пробился в основной состав сборной, сыграл на ЧМ-2002 в Японии во всех российских матчах от звонка до звонка («это просто сбывшаяся мечта, конечно: попал в 11 лучших со всей страны, играл на чемпионате мира – я ведь прекрасно помню, как ещё видеокассету Мексики-1986 почти до дыр засмотрел»). И с тем, что расстались по-доброму. Иначе разве ушёл бы Соломатин после «золотого матча» в 2002-м последним с поля из игроков ЦСКА, поздравив с победой и бывших партнёров из «Локо», и руководство клуба?..
После армейского клуба были и краснодарская «Кубань», и Украина, и даже Корея… А потом – в качестве тренера – Андрей Юрьевич поработал в «Чертаново». И наконец организовал собственную футбольную школу. Школу Соломатина. При этом занимается со многими ребятами и индивидуально:
– Нравится мне с детьми работать – часто, кстати, вспоминаю своего тренера из ФШМ Юрия Петровича. 2014-й – какие у нас хорошие ребята! Да и других годов рождения – тоже… Понемногу развиваемся. Года через два, наверное, планируем на первенство Москвы заявиться. У нас три отделения: на «Электрозаводской», «Профсоюзной» и ещё на Ленинском. Кстати, для болельщиков «Локомотива», как и армейцев, есть скидки. Обязательно хочу отметить, как благодарен своему другу и партнёру Алексею: без него этой школы бы не было. В целом чувствую – это моё!