100 лучших игроков «Локомотива». Оганесян
Продолжаем презентацию 100 топ-футболистов в истории «Локо». Более 100 матчей за «Локомотив» в чемпионатах России (и это не считая Кубка страны и еврокубков), уже в первом сезоне в нашей команде выиграл бронзу, да и потом медали брал, не единожды завоёвывал Кубок России, а ещё неплохой для защитника результативностью отличался, почти 20 лет работает в различных клубных структурах – конечно, вы и без заголовка догадались бы, о ком речь. Да, это Саркис Оганесян, которому во вторник, 17 августа, исполнилось 53 года.
Начал заниматься футболом Саркис в родной Армении – в советское время, конечно, когда все мы были ещё одной страной.
«Самвел, старший брат, привёл, – рассказывал он в интервью знаменитому журналисту Павлу Алёшину, много лет выпускавшему программки к матчам «Локомотива». – Он раньше тоже занимался у тренера Сейрана Галстяна. Самвел, как и младший брат Севак, считаю, были талантливее, играли лучше меня. Но футболистами так и не стали… У старшего брата ещё в юности возникли серьёзные проблемы с коленом. И тогда весь пыл своих несбывшихся надежд он обратил на меня.
В 1981 году у нас умер отец, работавший заместителем прокурора Еревана. Мама была обычной домохозяйкой, и всю тяжесть заботы о семье (у нас ещё и сестра есть) с ней разделил Самвел. По праву старшего он ежедневно чуть свет будил меня, 13-летнего, заставлял с отягощениями, с гирями наперевес подниматься на крутую гору – возле стадиона «Раздан», где установлен памятник жертвам турецкого геноцида. На эту гору даже на автомобиле непросто въехать, а Самвел заставлял меня сновать вверх и вниз».
Труды брата – и собственные, конечно, тоже! – не пропали втуне: вскоре Саркис Оганесян сумел пробиться в дубль ереванского «Арарата». И наконец в 1987 году – в 19 лет – дебютировал в высшей лиге чемпионата СССР: «Был матч против «Торпедо», помню, уже ноябрь, снег – вышел на замену».
Дальше – больше: в сезоне-1988 – выходит в стартовом составе («играли с «Шахтёром», сам Виктор Грачёв мне достался в оппоненты, «медленный» такой, – шутит Саркис, – что я, честно говоря, дождаться не мог, когда игра закончится»), в 89-м – становится завсегдатаем основы, забивая первые мячи, а в 90-м – даже штатным пенальтистом. Но ненадолго.
– Трижды в том году я забивал с 11-метровой отметки, а потом сплоховал. Да ещё в такой ответственный момент – на последней минуте матча в Одессе с «Черноморцем», когда проигрывали – 0:1! Ну как сплоховал: пробил в левый от вратаря и в правый от себя соответственно угол – а Виктор Гришко отбил. Причём до этого всё время я бил влево – осечек не было. А тут решил по-другому попробовать, подумал, наверное, что Гришко в курсе, как я исполнял раньше… Самое интересное, что и потом, уже в «Локо», если доводилось подходить к точке после матча, не забивал, когда бил вправо от себя: как будто заколдованный угол!
Особенно Оганесяну обидно – причём до сих пор! – из-за нереализованного пенальти в полуфинале Кубка России-1993/94 с ЦСКА. Тогда вообще крайне досадная ситуация вышла: наша команда повела в счёте после трёх ударов – 3:1, оставалось реализовать всего-то одну попытку из двух оставшихся (либо дождаться неудачи армейцев). Ан нет… Две осечки, счёт уже 3:3. Право на шестой удар у «Локомотива» получает как раз Саркис… Ну да не будем бередить ему раны – в такой-то день! Тем более приятных воспоминаний за почти 30 лет в «Локо» – гораздо больше. Обратимся для начала вновь к интервью Павлу Николаевичу Алёшину:
«Уже во втором матче за «Локомотив» (в нашей команде Саркис Оганесян оказался транзитом через московское «Динамо» в начале сезона-1994 – А.Л.) я забил «Крыльям Советов». Увидев, что новичок и на такое горазд, тренеры стали мне еще больше доверять, многое позволять на поле. А я, учитывая печальный динамовский опыт, где потерял место в основе, старался уже ни на миг не расслабляться в работе, тренировался до изнеможения, потому что конкуренция за место в составе оказалась в «Локо» не менее суровой. Выпадали тем не менее и неудачные игровые денёчки, но Юрий Палыч Сёмин даже после серьёзных промахов не выводил меня из состава, вероятно, считая все это трудностями роста».
И Оганесян за доверие главного тренера отблагодарил сполна: и надёжной игрой в обороне, и качественными – и результативными – подключениями в атаку. Чего стоит только встреча с «Торпедо» летом 94-го, когда «Локомотив» просто разгромил соперника – 8:0! Хет-триком в составе «железнодорожников» отметился Олег Гарин, по голу на счету Саркиса Оганесяна, Евгения Харлачёва (как раз с передачи сегодняшнего именинника), Олега Елышева и Сергея Перепаденко. Ещё один мяч «автозаводцы» отправили в свои ворота. «Локо» тогда одержал самую крупную победу в истории чемпионатов России, но рекорд продержался всего 6 лет – осенью 2000-го «Локомотив» забьёт 9 мячей «Уралану».
Слово Саркису:
– Это был один из моих лучших матчей в том чемпионате, а может быть, вообще за «Локомотив». До перерыва-то мы уже успели оформить три гола. Причём первый после прострела Ансара Аюпова справа торпедовцы забили себе сами, а вот в двух других лично принял участие. Сначала отличился сам: после розыгрыша углового, находясь полубоком к воротам, обработал мяч и почти с линии штрафной пробил. Нужный гол, счёт стал 2:0 – и при том, что «Торпедо» осталось в меньшинстве после удаления Димы Ульянова, итог игры, по сути, был предрешён. Но красивее даже получился пас, когда забивали третий: я прошёл со своей половины поля, отдал налево Олегу Гарину, он вернул, а я поверху переадресовал мяч Харлачёву – и тот в касание исполнил… Палыч спрашивал меня ещё: «Отдавал специально или случайно получилось?» Ответил, что, конечно, специально, Женя же и до этого кричал мне, чтоб отдал – поэтому предположил, что он там. Если в целом игру оценивать – могли и больше забить. Что сказалось: жарко очень было, в меньшинстве торпедовцы совсем поплыли… Вот в концовке – начиная с 70-й минуты – мы ещё пять штук им заколотили.
Многим памятен и другой гол Оганесяна – с лёту в ворота всё того же «Торпедо» («автозаводцы» – его любимые клиенты, получается!). Он даже не так давно повторял его – специально для «Локо ТВ». А случилось это в чемпионате России-1999. Игра выдалась нервной, счёт – 2:2… И тут Альберт Саркисян подаёт с правого края, а Саркис мощным красивым ударом вгоняет мяч в ворота Евгения Конрюхина.
– Тогда ещё «Спорт-экспресс», кажется, вышел с заголовком: «Армянский шедевр». Жена сохранила эту газету, где-то должна быть, – рассказывает Оганесян.
И вот теперь самое время предоставить слово другу и партнёру по команде – тому самому автору паса Саркисяну. «О Саркисе могу сказать только хорошее, – сразу откликнулся Альберт на просьбу поговорить про Оганесяна. – И ведь не покривлю душой! Порядочный, скромный, интеллигентный человек. Нехороших слов никогда не произносил – и не будет никогда, уверен. Как футболист – супер: вот говорят, что техничный защитник – враг команды, но это точно не про Саркиса. Умный, игру понимал, с мячом на ты, левая нога – как клюшка, полезный, в общем…»
В 2002 году, недолго поиграв на закате карьеры футболиста за казанский «Рубин», Саркис Оганесян пришёл работать в Академию «Локомотива». И с тех пор почти два десятка лет трудится в клубе – на различных должностях: и тренером дубля был, и в штабе основной команды работал («Игорь Черевченко пригласил нас с Олегом Пашининым – и месяца не прошло, как Кубок России в 2015-м выиграли, бывает же такое!» – с восторгом вспоминает он), и вот теперь в спортивном департаменте «Локо» развитием молодёжного футбола занимается. Стабильность – признак мастерства, как говорили всегда в нашем футболе.