100 лучших игроков «Локомотива». Атамалян
Продолжаем представление 100 топ-футболистов в истории «Локо» Рудольфом Атамаляном, которому в понедельник, 5 июля, исполняется 75 лет. Он успешно играл в нападении команды в конце 60-х и начале 70-х годов прошлого века. Более за 100 матчей за «Локомотив», 30 забитых мячей, капитанская повязка – достойный набор, не правда ли?
Есть целая легенда на предмет его появления в нашей команде. Её, собственно, приводит в своей книге «Вечнозелёное поле жизни» Валентин Бубукин – главный тренер «Локомотива» в сезоне-1968 и вообще легенда «Локо». Якобы Атамалян сам отыскал Валентина Борисовича на сочинских предсезонных сборах: «Посмотрите, говорит, меня. А у меня как раз в дубле не хватало двоих…» И дальше: «…Ну, думаю, нашёл! Бесплатно нашёл. Играющий парень. Рост за сто восемьдесят. Готовый центр» .
– История красивая, – смеётся сам Рудольф Сергеевич, – только ведь в жизни её не было. Да, Бубукин – прекрасный человек и тренер, мы ещё поговорим об этом. Но он и рассказчик же известный был. Анекдот на анекдоте, байка на байке. Вот и тут Борисыч, скажу деликатно, понапридумывал. Рост у меня – за сто восемьдесят, да. Если точнее – 189 см. А в остальном… Ну вот посудите, как я мог в Сочи сам приехать? Это я сейчас здесь живу, тогда-то – никого тут и не знал. Мать, отец – в Баку… И вообще я уже был более-менее известным футболистом. Забивал за «Арарат» в высшей лиге – Ростову, например, в 67-м.
Атамалян действительно дебютировал на высшем уровне в ереванском «Арарате», хотя сам – из Баку. Но вот потом у него в главной армянской команде не заладилось.
– Дело не в игре, а в том, что Артём Фальян, тренер наш, решил трёх футболистов по своим каким-то соображениям отчислить, – поясняет он. – А конкретнее – меня, Аркадия Андриасяна и Геннадия Унанова. А помощником у Бубукина работал Голодец. Да-да, Адамас Соломонович, вы должны помнить его по «Динамо». Он тогда пришёл с Бесковым, Константину Ивановичу через какое-то время пришлось расстаться с «Локомотивом», а Голодец остался помощником. Запомнился я ему по нашей игре. Встречаются с «Араратом» во втором круге – а меня нет. Адамас Соломоныч и спрашивает: «А где у вас парень высокий – впереди играл?»
А молодой форвард уже отправился в другой армянский город – Октемберян: там дядя ещё одного отчисленного из «Арарата», Аркадия Андриасяна, Гайк Аршакович, тренировал. Он, кстати, играл в Москве за «Локо» ещё в 30-е годы – участвовал и в легендарном матче с басками.
– Но Голодец в итоге меня нашёл, – рассказывает Рудольф Сергеевич, – через родителей в Баку: он же сам играл там за «Нефтяник», контакты оставались. Хотя встречал меня в Москве не он, а Василий Иванов, бывший вратарь ЦСКА, работавший тогда в «Локомотиве». «Шапку кроличью надевай!» – сказал. 5 января – холодно было в Москве. Потом мы отправились на сборы. Поселили меня в одной комнате, как думаете, с кем? С Владимиром Коротковым, ныне – управделами команды в «Локомотиве», многолетним игроком, а затем тренером «Локо». Так и подружились. Если в Москву в гости – то обязательно к Петровичу!
Рудольф Атамалян – третий слева в верхнем ряду.
Коротков вообще был не разлей вода на тот момент – и до сих пор, впрочем, тоже! – с Владимиром Радионовым. Тем самым, который потом тренировал «Локомотив» и был генеральным секретарём Российского футбольного союза (РФС). Но вот поселился при этом с Атамаляном. О чём, конечно, не пожалел.
– Рудик – удивительно доброжелательный человек, – даём слово Владимиру Петровичу. – Есть такая категория, мне кажется, для кого главное в жизни – помогать людям. Если что-то случится – обращаешься к ним, потому что они действительно бросают все свои дела, чтобы тебя выручить. Это человек с открытой душой и с большим сердцем. Очень хороший и очень интересный. Как будто свет от него исходит… При этом – хохмач, каких мало, настоящая душа компании! И футболист классный, конечно. Когда он пришёл – мы ведь даже на 2-м месте долго шли. Потом покинули команду защитники Дикарев и Усаторре – и что-то разладилось, увы.
– «Локомотив» оставил весьма приятное впечатление, – писал тогда, в ходе сезона-1968, закончивший уже на тот момент карьеру знаменитый бомбардир Заур Калоев. – Чувствуется хорошая физическая подготовка: предложив быстрый темп, команда без особых усилий поддерживала его до самого конца. Особенно опасны скоростные контратаки, ритм которых создают не только быстро бегающие игроки, но и своевременные точные передачи. С появлением Атамаляна в центре нападения «железнодорожники» получили возможность разнообразить свои атаки, смелее пользоваться навесными передачами во вратарскую площадку – рослый форвард перехватывает высокие пасы и часто угрожает воротам.
Валентин Бубукин действительно прекрасно знал, как использовать нового нападающего, но запомнился Рудольфу Сергеевичу не только этим. И не только коронными своими байками и анекдотами.
– А ещё и тем, – продолжает мысль Атамалян, – что лично бутсы подарил. Тогда ведь это страшный дефицит был! Достать невозможно, перештопанные уже. Сами шили. Кстати, у нас в «Локо» сапожник очень хороший был – Базаров! Так вот – Борисыч мне свои бутсы отдал. И я стал прилично забивать. Ещё написали в газете: «Бубукин подарил Атамаляну стреляющие бутсы». Но я ведь не только ногами забивал. И мы смеялись: «А стреляющую голову тоже подарил?» Насчёт ударов головой – мы с ним много этот элемент отрабатывали. Подойдёт после тренировки, бывало, скажет: «Давай тебе англицкую подам!» – именно так, с ударением на первый слог.
В общем, всё в «Локомотиве» до поры до времени складывалось у Рудольфа Сергеевича прекрасно. И игра, и голы, и зарплата по советским меркам хорошая…
- Да, в команде получал 180 рублей, а ещё например, был оформлен ревизором контролёров на одном из вокзалов. За это по 80 рублей доплачивали. Давали в «Локо» и квартиры. Мне досталась – неподалёку от Белорусского вокзала, в самом начале Ленинградского проспекта. Там до этого жил шахматист Лев Полугаевский, который переехал в квартиру чемпиона мира Бориса Спасского, а тот – получил большую жилплощадь. Они ведь тоже все были в обществе «Локомотив» тогда! Помню, собрания у нас были – представители всех видов съезжались. И чемпион мира по шашкам Вячеслав Щёголев, и хоккеисты Якушев и Цыплаков – два Виктора, и фигурист Сергей Четверухин…
Но потом тренерская чехарда довела «Локо» до вылета из высшей лиги в первую. А там и сам Атамалян, здорово отыграв один сезон (14 голов), в начале следующего получил обидную травму.
– Да, именно в самом начале, – вспоминает Рудольф Сергеевич, – в первой половине апреля. Вратарь «Черноморца», был такой Александр Ярчук, на меня, помню, попёр. Но что меня тогда поразило и за что до сих пор «Локомотиву» благодарен – не бросил коллектив меня, можно сказать, в беде. Продолжали платить зарплату весь 1971-й. И половину 72-го – пока не перешёл в «Уралмаш» (сейчас это город Екатеринбург, а тогда назывался Свердловск). А ведь контрактов в то время никаких не было. Вот такое человеческое отношение!
– Травма Атамаляна разрушила первоначальные тактические планы «Локомотива», – высказывался в ходе сезона 1971 года корреспондент «Советского спорта», известный в прошлом вратарь Алексей Леонтьев. – Предполагалось, что на острие атаки в команде будут находиться Атамалян и Козлов. Первые же матчи показали, что такое решение было правильным. Рослые, настойчивые в поисках остроты и хорошо играющие головой, оба они создавали сложные условия защитникам соперника. Но случилось так, что Козлов впереди остался один…
После «Уралмаша» Рудольф Сергеевич поиграл и позабивал ещё за кишинёвский «Нистру» (не только в первой лиге, но и в высшей!) и за тюменский «Нефтяник». А затем тренировал там же – в Тюмени. Потом – оказался в Сочи. Где тренирует и поныне – уже только детишек.
– У нас здесь, – рассказывает он, – хорошая школа, замечательные поля, прекрасный директор – зовут Окулов Олег, очень инициативный. Развиваем футбол… У школы два названия: 10-я и «Локо». Это я предложил, конечно. Говорил ведь, что «Локомотиву» всю жизнь буду благодарен и всю жизнь буду болеть за него!
Алексей ЛЕБЕДЕВ
Рудольф Атамалян