100 лучших игроков «Локомотива». Нижегородов
Продолжаем представление 100 топ-футболистов в истории «Локо» лучшим защитником России-2002 – Геннадием Нижегородовым, которому в понедельник, 7 июня, исполнилось 44 года. 2-кратный чемпион страны и 2-кратный серебряный призёр, дважды обладатель Кубка России и победитель Суперкубка, а главное – настоящий боец, успешно сдерживавший самых опасных форвардов мира, он быстро завоевал и уважение болельщиков, и доверие тренеров «Локомотива».
Начинал заниматься футболом Геннадий в родной Одессе. Первыми своими тренерами называет Савелия Тимофеевича Семёнова и Валерия Васильевича Кузьмина. Сначала Нижегородов оказался в школе «Черноморца», затем перешёл в одесский же СКА, а потом – вновь в «Черноморец», который и стал для него главной после «Локо» командой в жизни.
В начале 90-х ещё в качестве атакующего игрока он переехал в Россию – в Астрахань, где стал играть за «Волгарь». И даже – отличился забитым мячом, став уже (и ведь на всю жизнь) защитником. «Это мне удалось всего два или три раза за карьеру, – вспоминает Геннадий, – помню, как-то был гол за «Черноморец» – в матче с израильским «Хапоэлем» удачно пробил головой после штрафного».
Да, Нижегородову принадлежит удивительный рекорд чемпионатов России. Он провёл больше всех матчей среди футболистов, не забивших в Премьер-лиге ни разу. 199 игр – ни одного гола! «Всегда выполнял в первую очередь тренерское задание, – объясняет он, – и даже на стандартах в «Локомотиве» оставался чуть сзади. Скорость у меня была хорошая, не должен был позволить убежать форвардам соперников в контратаку».
Но самое интересное, что именно на этой игре «Волгаря» присутствовал приехавший погостить в родной город бывший защитник сборной СССР Василий Жупиков, работавший на тот момент тренером нижегородского «Локомотива»! Надёжный в обороне, рыцарь без страха и упрёка – да ещё и забить, оказывается, может: ну и как такого не посоветовать Валерию Овчинникову – знаменитому Борману?
Разумеется, через некоторое время Геннадий перебрался в «Локо» из Нижнего. И тут же, конечно, пошли шутки, что его пригласили только из-за фамилии (собственно, Нижегородова ведь и в московском «Локомотиве» величали по большей части именно так – Нижний). Впрочем, все быстро убедились в том, что у новичка чисто футбольных достоинств – куда больше. Да иначе и не посыпались бы приглашения со всех сторон: и из «Торпедо» московского, и из ЦСКА…
Но Гена, как сам признавался позже, симпатизировал из всех столичных команд больше всего «Локо», да и была уже с ним, оказывается, предварительная договоренность – потому и пошёл дальше по «железнодорожной» линии.
А дальше были две серебряных награды в составе московского «Локомотива» в 2000-м и 2001-м, два Кубка страны… И, наконец, золотые медали. Сначала – в 2002 году, когда наша команда при помощи легендарного «золотого матча» победила ЦСКА, ну а сам Нижегородов по окончании чемпионата закономерно получил премию «Стрелец» как лучший игрок обороны всего сезона. И затем – в 2004-м.
А вот в сборную России, несмотря на то, что Геннадий трижды попадал в список 33 лучших футболистов чемпионата под первым номером, его явно вызывали реже, чем непроходимый защитник того заслуживал. По сути – основным-то он стал только при Валерии Газзаеве. В отборочном цикле Евро-2004. Вот только потом того сменил Георгий Ярцев – и Нижегородов играть за национальную команду перестал.
«Была и какая-то странная история, когда сказали, что меня вызовут на финальную стадию Евро-2004 – и не вызвали в итоге, – рассказывает он. – Да ещё пустили зачем-то слух, что я сам отказался. А такого не было, точно говорю!»
Тем более обидно получилось, что тогда наши ведущие центральные защитники получили травмы, пришлось выставлять в финальной стадии новичков… «Ну что ж, как получилось – так получилось, – разводит руками Геннадий, – значит, так и должно было произойти. Не считаю нужным никому косточки перемывать сейчас. К тому же, знаете, я никогда не страдал звёздной болезнью и всегда полагал, что даже мои личные награды – это заслуга всей команды. Начиная от поваров и заканчивая партнёрами на поле. У нас в «Локомотиве» по крайней мере было так: каждый вносил свою лепту, за счёт чего и достигался результат».
После «Локо» Нижегородов поиграл и в грозненском «Тереке», и в ярославском «Шиннике», а затем вернулся в одесский «Черноморец». Закончил же карьеру в Австрии – в команде «Альтах». «Там, – говорит, – между прочим, у нас тренером был Ади Хюттер, который в минувшем сезоне возглавлял «Айнтрахт» из Франкфурта, а сейчас перешёл в «Боруссию» из Мёнхенгладбаха».
После «Альтаха» Геннадий и сам перешёл на тренерскую работу. Начал в школе «Локомотива» – помогал Александру Катасонову с командой ребят 1996 года рождения, из которых до основного состава красно-зелёных (и до сборной России, кстати!) доросли Дмитрий Баринов и Рифат Жемалетдинов. А затем отправился в Одессу – тренировал дубль «Черноморца», молодёжь клуба… Долгое время жил и в Германии: изучал тамошнюю организацию детско-юношеского футбола, пока сын Константин играл за свой 2002 год в «Шальке» из Гельзенкирхена и «Ганзе» из Ростока.
Кстати, не все же знают, что Геннадий и Марина Нижегородова – многодетные родители. Помимо старшего – у них ещё две дочери (14 и 12 лет) плюс новорождённый сын. «Нет-нет, – смеётся знаменитый защитник, – он-то футболистом не будет, думаю. Хватит уж!»
Алексей ЛЕБЕДЕВ