100 лучших игроков «Локомотива». Андреев
Мы продолжаем рассказывать о лучших футболистах «Локомотива». Наша команда всегда славилась надежной игрой в обороне и хорошими центральными защитниками. Иван Андреев – один из сильнейших защитников СССР и человек, благодаря которому наш клуб сохранился в годы Великой Отечественной войны.
Андреев родился в 1907 году в селе Зуево – сейчас это город Орехово-Зуево. Именно там был основан, как считается, старейший футбольный клуб в стране под названием «Клуб спорта Орехово». Именно в этой команде в 1920 году начнет карьеру Иван Андреев.
За КСО защитник выступал до 1927 года, после чего перешел в команду «Совторгслужащие», а с 1931 года и до конца карьеры играл за «железнодорожников». В 1936-м защитник помог «Локомотиву» завоевать первый в истории трофей – Кубок СССР. Иван Яковлевич провел в том розыгрыше пять матчей, в которых наша команда пропустила всего один гол. По итогам 1936 года Андреев попал в список 33 лучших игроков сезона вместе с другим защитником «Локомотива» Ильей Гвоздковым.
«Локомотив» в 1936 году. Иван Андреев - шестой слева
Несмотря на то, что Гвоздков и Андреев были лучшей парой защитников в СССР, их отношения никак нельзя назвать теплыми. Хладнокровный Илья Павлович и вспыльчивый Иван Яковлевич не сошлись характерами. Со временем конфликт только разгорался, и футболисты иногда начинали ругаться прямо на поле во время матча. В сезоне 1938 после того, как «Локомотив» потерпел серию неудач», главному тренеру Михаилу Сушкову пришлось принимать меры.
Вот, что писал Сушков в своей книге «Футбольный театр»:
На другой день после тренировки я задержал одного из спортсменов и, сделав вид, будто осведомлен, спросил:
– Что там за драчка идет между Гвоздковым и Андреевым?
– А кто их знает, чего они там не поделили… Грызутся как собаки. Одного послушаешь, вроде он прав. Другой начинает рассказывать – все наоборот. Я стараюсь не лезть в это дело… И так уж вся команда на ножах. Одни за Андреева, другие за Гвоздкова…»
Позже к Сушкову подходили сами Гвоздков с Андреевым и просили больше не выпускать их на поле друг с другом. Тренеру пришлось решить вопрос радикально – он отстранил ряд игроков и заканчивал чемпионат в 13 футболистов. Тем не менее, мера оказалась действенной – в последних 12 матчах «Локомотив» потерпел лишь одно поражение.
«Локомотив» в 1936 году на параде открытия сезона. Иван Андреев в третьем ряду
В 1939 году легендарная пара защитников не так часто играла вдвоем из-за прогресса молодого Ивана Станкевича, который провел в том сезоне 20 матчей. В 1940-м Станкевич уйдет в «Динамо», а Гвоздков и Андреев отыграют, как окажется, последний сезон вместе.
Илья Павлович отправился на фронт и пропал без вести уже через несколько месяцев после начала войны. Иван Яковлевич будет трудиться в тылу и приложит невероятные усилия, чтобы «Локомотив» не исчез после расформирования в 1941-м всех профсоюзных команд.
Именно Андреев начал по крупицам собирать «Локомотив» еще в военные годы. Вернулись Лавров, Теренков, Рожнов, Лысов, Максимов и Киреев, а возглавил «Локомотив» сам Андреев, который потом будет долгое время тренировать клубные команды.
Несмотря на то, что «Локомотив» был серьезно ослаблен и в 1945-м покинул первую группу чемпионата СССР, Андрееву удалось сделать главное – он сохранил команду, которая спустя десятилетие выиграет свой второй Кубок СССР и впервые в истории завоюет серебряные медали чемпионата страны.
«Локомотив» в 1939 году. Иван Андреев - второй справа в среднем ряду
- Не могу сказать, что хорошо его помню, – рассказывает Валентин Викторович Лавров, сын легендарного форварда «Локо» того времени. – Хотя оказался впервые на игре «Локомотива» еще в 1936-м – да, на том самом решающем матче Кубка СССР, в котором мы победили тбилисских динамовцев (2:0), на руках у мамы. Потом я, разумеется, узнал, что в составе «Локо» был и прекрасный защитник Иван Андреев – и помог команде отыграть в обороне на «ноль», но тогда-то мне был всего годик…
Андреев вообще – не только в той встрече – был одним из ведущих игроков «Локомотива». Но в круг близких друзей отца, частенько собиравшихся у нас дома (таких, например, как Киреев, Сердюков, Хлопотин), он не входил. Хотя я, разумеется, в курсе, что он и играл потом за «Локо» долгие годы, и, по сути, сохранил коллектив в тяжелые годы. Неслучайно и отец в итоге вернулся после войны в родную команду – и даже потом как-то сыграл в защите, причем сдержав самого великого «Севку Боброва» в расцвете сил!