100 лучших игроков «Локомотива». Джанашия
Сегодня, 10 февраля, легендарный для многих болельщиков форвард «Локо» Заза Джанашия празднует 45-летие. Этот нападающий, прославившийся не только чудо-голами, но и чудо-кульбитами после них, играл за наш клуб на протяжении шести сезонов – с 1996-го по 2001-й. Именно грузинский бомбардир до сих пор владеет лучшим показателем по забитым мячам среди легионеров «Локомотива»: 52! Именно его гол римскому «Лацио» в сезоне-1998/99 называют одним из самых красивых в истории выступления российских команд в еврокубках.
История появления в «Локомотиве» любимца фанатов конца ХХ века не раз описывалась в прессе. И всё же, позвонив Зазе в Зугдиди, где он сейчас – владелец и президент местного футбольного клуба, попросил его рассказать её ещё раз. И не зря: появились новые подробности.
«Проходил такой товарищеский турнир, – говорит Джанашия, – с участием «Самтредиа», где я тогда играл, а также «Локомотива», «Динамо» и «Торпедо». А встречались, по-моему, на динамовской базе в Новогорске. Всем соперникам я забивал. После этого и позвали в «Локо», но я для начала, конечно, улетел в Грузию. Пошли переговоры: с Муртазом Хурцилавой, знаменитым футболистом сборной СССР, который тогда тренировал нас, другими руководителями клуба. Потом вылетел в Москву, встретился уже тут с Николаичем (Филатовым), Палычем (Сёминым)… С паспортом действительно история была. В смысле – у меня его не было ещё. Не спешил делать. И пограничники заходили аж в самолёт, чтобы меня провести».
Поэтому и контракт сразу подписать не получилось – без паспорта: только потом Заза, вернувшись вновь в Грузию, им обзавёлся. А дальше, переехав в Москву, всё равно продолжил попадать в истории. То проедет несколько кругов МКАДа, не зная, где свернуть с кольцевой дороги, то подерётся в ресторане, столкнувшись с невежливыми людьми.
«Но в целом, – вспоминает, – у меня проблем не было – причём, кажется мне, не только с болельщиками «Локомотива», но и с фанатами других клубов. Подходили, благодарили за игру… Тогда вообще время такое было: поклонники «Локо», в отличие от спартаковских или зенитовских, считались мирными, не помню, чтобы в газетах писали про их разборки... При этом я много забивал как раз в важных матчах: нередко – «Зениту», а особенно часто – ЦСКА».
- Да, Зазу болельщики самых разных команд очень любили, – подтверждает его партнёр по тому «Локомотиву» Юрий Дроздов, – это потом и в ветеранских матчах чувствовалось. Его особенно ждали. И его голов. Конечно, в том числе и ради знаменитых кульбитов. Да, он уже под 100 кило весил, а всё равно с места их исполнял, сам бы не увидел – не поверил! Помню, и как на тренировках было тяжело у него мяч отобрать: так Заза работал корпусом хорошо, не подберёшься к нему – эдакий медвежонок…
«Но когда я приехал из Кореи, – пускается Джанашия в воспоминания, – куда летал на просмотр, и прибыл сразу без отдыха на сбор «Локо» в Сочи, то поначалу сам себя не узнал. Меня поставили на товарищеский матч, защитник немного толкнул – так я чуть к трибунам не улетел. Палыч удивился: «Что с тобой, Заза?» А я потерял там девять килограммов за две недели! Тренировки – сумасшедшие. Местных корейцы даже били, вы наверняка слышали об этом, хотя легионеров это, само собой, не касалось. А вообще страна интересная. Приходишь в ресторан – на подушке предлагают сидеть. И палочки для еды приносят. Но я требовал для себя табуретку и вилку».
В некоторых СМИ даже писали про то, что Джанашия похудел тогда из-за того, что собак в Стране утренней свежести есть наотрез отказался, а другой пищи особо не было. Но сам Заза это опровергает. Говорит – наоборот: сначала уплетал очень вкусное мясо вовсю, а потом узнал, что всё это время ел пёсиков.
«Вот тут мне стало плохо, – признаётся, – даже температура, кажется, поднялась. Но Гена Стёпушкин, который в Корее провёл больше времени, успокоил: чистая психология, собачье мясо полезно, завтра всё будет о’кей».
- Прекрасно помню, каким тогда испуганным Заза вернулся из Кореи, – вновь слово Юрию Дроздову, – рассказывал, как там на утренней тренировке делают 60 рывков по 100 метров! Так Сёмин его ещё поддевал: «Ну что, Заза, корейцы тебя оставляют…» А он тут же в ответ: «Не отдавай, Палыч! На всё готов!» И года два-три после этого Заза очень хорошо играл (смеётся). Хотя, если честно, проблема лишнего веса у него была. Когда за 80 переваливало, Палыч спрашивал, мол, как же так – а он отвечал: «А я хлеб-соль кушаю!». На самом деле хлеб мы, те, кто сидел с ним за одним столом, от него прятали, весь себе разбирали. Но форвард при этом действительно был класснейший: бил с любой позиции, вспомните гол «Лацио» или хет-трик с «Маккаби»!..
Последним для грузинского форварда в «Локомотиве» стал сезон-2001. После чего начались его странствия по Евразии: тбилисский «Локо», турецкий «Коджаелиспор», а закончил в калининградской «Балтике» («её тогда тренировали сын Палыча – Андрей Сёмин – и Юра Батуренко, а я сам почувствовал, что тяжело уже, ноги перебиты, зачем себя обманывать»)… Затем Джанашия поработал детским тренером. И решил вернуться домой.
«Сейчас я президент и владелец клуба из родного Зугдиди, – рассказывает Джанашия. – Купил, потом переименовал в «Динамо», так команда называлась во времена моего детства… Тренер у нас замечательный – Каха Гогичаишвили. Закончили прошлый сезон пятыми, чуть не дотянули до еврокубков, обидно! Мне тут нравится, погода прекрасная. Холоднее, чем «плюс 12», кажется, не бывает, нынче 15 градусов тепла, например. А совсем рядом, в Сванетии, холод… Только по друзьям из «Локо» скучаю. Созваниваемся с Палычем (Сёминым), Николаичем (Филатовым), Евсеевым, Харлачёвым, Черевченко... Когда у моих друзей всё хорошо – я рад!»