100 лучших игроков «Локомотива». Чугайнов
Мы продолжаем рассказывать о лучших футболистах «Локомотива» в истории. 6 ноября 1994 года «Локомотив» сыграл вничью со «Спартаком», занял третье место и завоевал свои первые медали чемпионата России. Ключевым футболистом той команды был защитник Игорь Чугайнов. Сегодня мы расскажем именно о нем.
Чугайнов начинал футбольную карьеру в СДЮСШОР-6 РОНО – она же Академия «Чертаново» у Бориса Михайловича Бурлакова. Позже вслед за тренером молодой футболист перешел в торпедовскую школу.
- За пять лет привык к нему, узнал требования, потому менять что-либо не хотелось, – вспоминал Чугайнов. – Хотя сейчас считаю, что на каждом этапе подготовки игрока должен работать свой тренер: набор, закладка основ и выпуск.
В «Торпедо» Чугайнов провел четыре сезона, но выступал по большей части за дубль. В 1990-м защитник решил сменить команду и перешел в «Локомотив», который тогда играл в первой лиге.
- Хотелось играть в мужской футбол, - рассказывает Чугайнов. – Понимал, что дубль «Торпедо» перерос (хотя и там иногда сложно было понять, кто против тебя, у «Спартака» или «Днепра» половина основы выходила). Сейчас мой переход назвали бы арендой: клубы договорились, что через год я обратно вернусь.
Игорь Чугайнов, Алексей Косолапов и Сергей Овчининков (слева направо) с Кубком России-1995/96
- В первый раз пересеклись с Игорем в торпедовской школе, когда я тренировал команду ребят его года рождения, – вспоминает многолетний президент «Локомотива» Валерий Филатов. – Там было много способных футболистов, которые потом заиграли, но Чугайнов и среди них выделялся. Помню, поехали мы на всесоюзный турнир в Баку, играли здорово, Чугайнов был одним из лучших. Но заняли в итоге только второе место. Правда, судья нас там в финале с хозяевами, прямо скажем, убивал… Но по игре у меня к ребятам вопросов не было. И потом, когда уже стал работать в «Локомотиве» помощником у Семина (это было еще до президентства), пригласил его по старой памяти в «Локомотив». И рад, что не ошибся: Игорь провел в команде много прекрасных сезонов и по праву входит в 100 лучших футболистов команды за всю историю.
В «Локомотиве» молодой футболист пришелся ко двору. Чугайнов отыграл 36 матчей – больше всех в команде, помог «железнодорожникам» дойти до финала Кубка СССР и занять четвертое место в чемпионате, которое давало право на стыки. За высшую лигу «Локомотив» бился с «Ротором».
- Дома победили – 3:1, на выезде пропустили в самом начале от Полстянова и успешно отбивались потом, – вспоминает Чугайнов. – Судья добавил столько, сколько посчитал нужным. Тогда ведь компенсированное время по стадиону не объявляли. И вот весь стадион ждет гол в наши ворота, «Ротор» наседает, Биджиев все тащит, а я убегаю один в контратаку. Поскольку весь матч отбегал – понимаю, что не добегу, задняя бедра – уже как струна натянулась. Бью почти с центра поля. И вратарь «Ротора» играет руками за пределами штрафной. А арбитр – ноль внимания! Бегу к нему. Вижу, что с другой стороны – Семин на судью летит. И тот уже, осознав, что к нему приближаются двое явно с не самыми добрыми намерениями, почел за лучшее дать наконец финальный свисток…
После этого Чугайнов вернулся в «Торпедо», с которым взял Кубок России и бронзовую медаль чемпионата, а в 1994 году пришел в «Локомотив» уже состоявшимся и опытным футболистом. Именно в составе «железнодорожников» Чугайнова перевели на позицию либеро, где он в полной мере раскрыл свой талант.
- Причем как раз после того, как ушли из «Локомотива» Рашид Рахимов и Серега Подпалый – это было в 94-м. Попробовали последним защитником Хакима Фузайлова, сыграли 4:4. Решили меня поставить. После матча Юрий Палыч говорит: «Все, больше либеро не ищем, нашли!» – вспоминал Чугайнов.
Игорь Чугайнов, Юрий Семин и Вадим Евсеев
При этом на начальном этапе карьеры Игорь Валерьевич играл в атаке – нападающего и инсайда, после чего опустился в опорную зону. Навыки форварда пригодились Чугайнову и в обороне – он забивал в каждом из девяти сезонов за «Локомотив», записав на свой счет в общей сложности 37 голов. Не всякий нападающий похвастается такой результативностью.
Конечно же, самый важный гол Чугайнов забил в легендарном матче четвертьфинала Кубка обладателей кубков-1998 греческому АЕКу.
- Игорь всегда проявлял себя как лидер: и на поле, и в раздевалке. Это очень ценно, – рассказывает полузащитник «Локо» 90-х Евгений Харлачев. – Во-первых, и другие рядом с ним начинают играть еще лучше, отдают все силы. Ну и во-вторых — он сам никогда не опускал рук, как бы игра ни складывалась, бился до конца! Показательный пример — та знаменитая игра с АЕКом, когда он принес нам победу на последних секундах (кстати, с паса Харлачева — прим. ред.). Сейчас, став тренером, я особенно отчетливо понимаю, как нужны такие люди в команде...
- АЕК стоит особняком, да, – подтверждает Чугайнов. – Эмоции – не передать! Но не стал бы себя единственным героем выставлять. А как до этого Гуренко из пустых ворот выбивал мяч при 1:1, как Соломатин спасал! Кстати, после той игры и поступило самое серьезное предложение по отъезду за рубеж.
Уехать Чугайнов мог в «Кельн». В 1998 году стороны согласовали контракт, и новый чемпионат защитник должен был начать в Германии, но немецкая команда, которая считалась добротным середняком, провалила концовку сезона и вылетела из Бундеслиги.
Чугайнов остался и продолжил писать новую историю «Локомотива». Вместе с ним наша команда во второй раз подряд вышла в полуфинал Кубка обладателей кубков, завоевала три серебряных и две бронзовых медали, выиграла четыре Кубка России, пробилась в первую в своей истории Лигу чемпионов через матчи с «Тиролем» и через вопиющую несправедливость.
- Наверное, я меньше остальных удивился переигровке, – вспоминает Чугайнов. – Оставался тогда, после победы на выезде (1:0), на допинг-контроль. И мне один человек сказал (не буду говорить – кто): «Вы сюда еще вернетесь». Думаю, там все запланировано было. Когда судья дал желтую вместо Пименова Маминову, ему помощник показывал: мол, ты не тому карточку даешь. А он в ответ: все под контролем.
«Локомотив» перед матчем с «Тиролем». Игорь Чугайнов - крайний слева
Рядом с Чугайновым и другими «дядьками» росли молодые футболисты, которые позже станут легендами нашей команды.
- Игорь старше меня. И когда я, совсем молодой, оказался в основном составе «Локомотива», то опытные футболисты относились к нам в целом, скажем так, строго, – вспоминает форвард «Локомотива» «нулевых» Руслан Пименов. – Особенно – покойный Арифуллин, Черевченко и как раз Чугайнов. Но все те жесткие и веские слова очень помогли в дальнейшем. Ответственности именно он научил, без разгильдяйства относиться к делу… Сам он всегда тоже строго к себе относился, просыпался, насколько помню, уже в шесть утра, начинал готовиться.
Игорь Чугайнов, Сергей Овчинников и Игорь Черевченко (слева направо) против Олега Терехина. Финал Кубка России-1996/1997
Вместе с «Локомотивом» Чугайнов дебютировал на групповом этапе Лиги чемпионов. Команда побеждала «Реал», громила «Андерлехт», на равных билась с «Ромой» и была готова к тому, чтобы взять свое первое золото чемпионата России.
В 2002 году «Локомотив» стал чемпионом, но уже без Чугайнова. Позже капитан подробно объяснял обстоятельства перехода в «Уралан».
- Все до банального просто: в «Локомотиве» мне стало тяжеловато играть, – рассказывал Чугайнов еженедельнику «Футбол». – Сезон команды в последние годы длился с февраля по декабрь. Поэтому отыграть полсотни матчей — на хорошем, конечно, уровне — было для меня уже трудновато. Играя на позиции последнего защитника, я частенько, не знаю, может, с трибун это было не так заметно, не успевал закрывать свободные зоны и подстраховывать партнеров. К тому же меня стали преследовать травмы, а потому на тренировках приходилось все время нагонять и нагонять. В молодости это было проще пареной репы, а с годами, увы… В «Уралане» же мне предложили приличные условия. Тренера, позвавшего меня, я хорошо знал и, трезво оценивая свои возможности, не на сто, конечно, процентов, но на девяносто, был уверен, что место в основном составе мне обеспечено. И, в общем-то, тот сезон оправдал мои надежды. По крайней мере, провел я его нормально и не считаю потерянным в своей карьере.
8 ноября 2001 года. «Локомотив» - «Спартак» - 2:1. Последний матч Игоря Чугайнова за «Локомотив»
Сезон в «Уралане» стал последним в карьере Чугайнова. В 2003 году он перешел на тренерскую работу.
- Об Игоре могу сказать только хорошее! Как партнер на поле – надежный, я всегда, играя в центре, знал, что сзади он все подчистит и никогда не подведет, – рассказывает легендарный опорник «Локомотива» Юрий Дроздов. – Как тренер – профессиональный. Могу так утверждать, поскольку встречались с его командами не раз: сначала во втором дивизионе – когда Чуг, как зовем его давно, возглавлял «Сибирь»; да и сейчас, когда он работает в «Красногвардейце», а я в «Сахалинце», пересекаемся.
Матчи в ПФЛ – отдельная история: в Новосибирске выиграла его команда, а у себя на острове мы взяли реванш. Несмотря на наши давние прекрасные отношения, после проигрыша он бушевал – ни о каких дружеских посиделках не было уже и речи. И вот эта его одержимость футболом – показательна. Суперпрофессионал!