100 лучших игроков «Локомотива». Андрей Калайчев
Одним из тех, кто активно поддерживал «Локо» c трибун в домашнем матче с «Баварией», был Андрей Калайчев, выступавший за нашу команду и за сборную СССР в 80-е годы ХХ века. Жаль, не получилось у команды сделать подарок прославленному защитнику – накануне игры Лиги чемпионов Андрею Сергеевичу исполнилось 57 лет, с чем его еще раз поздравляем. Тем не менее вердикт легенды после окончания матча был не слишком жесток: «Ребята все равно молодцы, выглядели против лучшего клуба Европы достойно. Вообще давно не был уже в Черкизове, очень понравилось! Обязательно буду приходить еще».
- Давайте вспомним, как вы оказались в «Локомотиве», Андрей Сергеевич…
- Наверное, других вариантов у меня и не было. Во-первых, я сам играл в Калуге за «железнодорожников»: сначала в группе подготовки, затем в команде мастеров во второй лиге чемпионата СССР – причем дебютировал там, когда еще сам школьником был. Во-вторых, чуть ранее в московский «Локомотив» перебрался мой брат Николай (более 100 матчей за «Локо» во второй половине 70-х и начале 80-х).
- Как у него дела сейчас, кстати?
- Живет в Москве, надеюсь, тоже сможет вскоре выбраться на «Локомотив», посмотреть на нашу команду.
- Вы же вместе так и не сыграли за «Локо»?
- В официальных играх – нет, в товарищеских – было дело. Меня в начале 80-х Сан Саныч Севидов, тогда возглавлявший «Локомотив», привлекал на сборы, выходили с братом вместе в составе. Да и за дубль я поиграл тогда. В то время ведь с этим было проще, никаких контрактов и трансферов, из одной команды общества в другую можно было выдернуть футболиста без проблем, как правило. Ну а потом уже я поступил в ГЦОЛИФК (проще говоря – Институт физкультуры на Сиреневом бульваре) и переехал в Москву.
- Если верить одному из сайтов, на вашем счету даже один матч за основной состав московского «Локомотива» в 1981-м, когда вам еще 18 не было…
- А вот тут ошибка, мне кажется. За основу тогда не играл. Иначе – наверняка запомнил бы такое: в 17 лет в первой лиге выйти на поле! Нет, Севидов (прекрасный тренер, между прочим) меня точно не выпускал в официальных матчах. Да и потом, в 83-м, когда его сменил Радионов, в основном составе тоже не выходил, только за дубль. О Владимире Вениаминовиче тоже могу сказать только хорошее – возможно, команде под его руководством просто не хватило времени, чтобы пошли результаты.
- Кто тренировал «Локомотив», когда вы дебютировали?
- Тут интересная история: приглашал меня вернуться из смоленской «Искры», где провел два положенных армейских года, Волчок Игорь Семенович, но когда приехал, то команду по окончании сезона-1985 возглавил уже Семин. Я у Юрия Палыча, чтобы не было кривотолков, сразу спросил: «Скажите, рассчитываете на меня?» Он человек прямой – сказал: «Да, ты остаешься!» Чем Семин всегда располагал к себе – хоть и жесткий, но отходчивый. И главное тут что: да, он мог напихать, но только по делу. Когда по делу – тогда нормально, любой футболист поймет. Так что в команде мы к нему сразу прониклись. Мне встречались тренеры прекрасные как люди, но профессионально – слабоватые. Или же наоборот. Палыч – это сочетание хорошего тренера и справедливого человека.
- Еще читал, что он в защите вас научил играть, какие-то прыжки специально для вас разработал для резкости… Это правда?
- Ну нет, вот здесь преувеличение. Не было такого, чтобы он давал персонально мне какие-то упражнения, а Коняев, например, или Бодров другое что-то делали. Нет, вся команда прогрессировала. И если в сезоне-1986 не было четкой цели – выйти в высшую лигу чемпионата СССР, то вот в 87-м уже задача ставилась – и команда была к ней готова. И решила ее.
Андрей Калайчев - четвертый слева
- В 1987-м и вы, Андрей Сергеевич, уже стали стабильно в основе выходить – 41 матч, включая Кубок СССР. И даже первый мяч за «Локо» забили.
- Прекрасно его помню – в ворота «Торпедо» (Кутаиси). На 89-й минуте дальним ударом с правого угла штрафной площади, если смотреть от наших ворот, по диагонали – в левый от себя угол. Даже в «Футбольном обозрении» по Центральному телевидению его показали, что с голами команд первой лиги случалось редко.
- А уже в высшей лиге в 88-м забили уже 4 мяча – очень приличный показатель для центрального защитника, согласитесь.
- Да, причем дважды забил с пенальти «Кайрату» из Алма-Аты. Тогда еще любопытно получилось. Мы с Мишей Русяевым на тренировке поспорили: кто лучше бьет 11-метровые? Кто выиграет – тот и будет в официальном матче исполнять. Ну вот я выиграл – и бил поэтому. Только потом Русяеву двух голов не хватило до того, чтобы стать лучшим бомбардиром чемпионата: у него было 15, у Саши Бородюка (московское «Динамо») – 16. Потом Миша при встрече всегда в шутку мне говорил, что я у него приз отобрал.
- Но забивали вы и с игры – причем даже киевскому «Динамо», состав которого на две трети состоял из недавних призеров чемпионата Европы-1988.
- Думаю, даже не на две трети, а на три четверти.
- Наверное, этот гол у вас до сих пор перед глазами?
- Конечно. Киеву я тогда головой забил: Сергей Горлукович на ближней штанге борьбу выиграл, сбросил на дальнюю, а я там опередил, кажется, Василия Раца.
- Наверное, именно после этого Валерий Васильевич Лобановский решил пригласить вас в сборную СССР?
- Вполне возможно (улыбается). С первой сборной я съездил в турне перед сезоном-1989 («Локомотив» тогда в Америку без меня поехал), а потом участвовал и в товарищеском матче с Болгарией.
- В Киев вас Лобановский не звал, кстати?
- Чего не было – того не было. А вот в «Спартак» звали люди – и даже дважды. Но я им объяснил, что никуда из «Локомотива» уходить не собираюсь. В первую очередь – потому что коллектив был прекрасный. Группировок никаких не было. Семьями часто собирались – тем более многие, особенно пока мы играли в первой лиге в 86-м и 87-м, жили на базе.
- Помню старую добрую Баковку: баня, бильярд…
- Да-да, баня при въезде прямо! И главное – никакой охраны, спокойно заходи, общайся: и люди приходили, тренировки смотрели. Кстати, автомобилей у нас тогда не было почти, у двоих только машины. И мы на них учились там, в Баковке, водить. Эх, вот время было!.. Я бы и не ушел, если бы в 89-м мы не вылетели в 1-ю лигу. Мне уже не хотелось на тот уровень опускаться, поэтому перешел в «Торпедо».
- Но в «Локомотив» потом не было вариантов вернуться?
- Да я сам просился – после возвращения из Австрии: тогда ведь все стремились за границу уехать, вот и я 92-м рванул. А когда вернулся в 93-м, то пошел к Семину, предложил свои услуги «Локомотиву». Но уже не подходил, видимо. Да и колено начало болеть. Вот и решил закончить, хотя, в общем-то, 30 – не возраст для защитника. И кроме Москвы – никуда уезжать не хотел, а тут вариантов не было. Завертелась интересная жизнь и помимо футбола – лихие 90-е, бизнес…Не скажу, что слишком опасно было – интересно. Новые люди, впечатления, эмоции…
- С футболом больше не связаны?
- Ну как не связан? Футбол – это на всю жизнь. В Реутове тренировал одно время. Ну и на различных турнирах играл за ветеранов. Сейчас периодически собираемся прекрасной дружеской компанией в Академии Димы Аленичева в Бельянинове, которой они руководят вместе со Станиславом Рыцаревым: площадочка там прекрасная, много хороших футболистов приходит!