100 лучших игроков «Локомотива». Милешкин
22 августа за 100 недель до столетия клуба мы запустили проект «100 лучших игроков «Локомотива». Первыми в нашем списке были великие вратари Валентин Гранаткин и Николай Разумовский.
3 сентября исполнилось 60 лет защитнику и капитану «Локомотива» Евгению Милешкину, который провел в нашей команде 12 сезонов и отыграл 237 матчей. Мы попросили Евгения Юрьевича самого рассказать о свой карьере и «Локомотиве» 80-90-х годов.
В песне как раз примерно тех лет пелось: «День рожденья – грустный праздник…» К сожалению, этот день действительно начался траурно: Евгений Юрьевич приехал проститься с Борисом Петровым, футболистом и тренером «Локо», который ушел от нас на 83-м году жизни. Именно Борис Николаевич возглавлял дубль «железнодорожников», в котором и дебютировал во взрослом футболе студент Милешкин.
– Все так, – подтверждает Евгений Юрьевич, – Борис Николаич, конечно, просто уникальный человек был. Во-первых – добрейшей души! А во-вторых – как тренер резерва он никогда не пытался бежать впереди паровоза, образно говоря. Так как прекрасно понимал, что главное – не результат для нас, а подойти к основному составу. Собрал перспективных ребят 1959-60 годов рождения – и уже спокойно работал с нами на перспективу. Светлая память ему…
– Вы ведь играли за дубль без отрыва от учебы в серьезном техническом вузе, как так получилось?
– Да, действительно поступил после школы в Московский электротехнический институт связи. Сейчас он называется МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики). В СССР ведь спорт в вузах был на высоком уровне, вот и тогда к нам в ФШМ к выпускному году часто приезжали, как сейчас сказали бы, селекционеры. Расписывали преимущества своего вуза. Убеждали поступать именно к ним. Правда, не могу сказать, что гарантировали поступление. Если ты сдавал экзамены на «двойки» – тут тебя никто уж за уши не вытащит.
Так и получилось: поступать туда решило сразу 8 человек из нашего выпуска, а сдал удачно экзамены в итоге я один. Потому что, наверное, единственный из этих восьми учился не в спортивном классе, а в обыкновенном. И учился без троек. Остальным знаний не хватило... Еще, кстати, заиграл из нашего года в ФШМ торпедовец Геннадий Салов. Остальные выше второй лиги не поднялись.
– А как же совмещать получалось учебу и «Локо», Евгений Юрьевич?
– Я еще и за институт ведь играл помимо дубля. Причем уровень, еще раз скажу, студенческого футбола тогда был серьезный. Более-менее все прилично играли, все спортшколы закончили… За нас помимо меня играл, например, Ринат Билялетдинов, будущий футболист и тренер «Локомотива» (а еще Ринат Саярович – отец Динияра Билялетдинова – А.Л.). И банда у нас была хорошая, выигрывали студенческий чемпионат Москвы. Хотя противостоял нам, скажем, в команде Горного института сам Федор Черенков.
Вспоминаю такой момент. Играл за институт в Новочеркасске, а в это время дублю предстояла игра в Москве. Так в 6 утра я вылетел, приехал на стадион «Локомотива» на Новорязанской улице (сейчас – арена «Сокол»). Именно там принимал тогда соперников наш дубль. Поспал на лавочке пару часов. Вышел, отыграл – и назад улетел… Причем ведь меня не заставляли так делать. Но такое желание играть было, даже можно сказать – фанатизм! И при этом – еще и учиться успевал по полной программе. Занятия не прогуливал. И никто, скажу как на духу, не ходил за меня с зачеткой, сам все сдавал.
– Потом вы получили и второе высшее?
– Да-да, как раз вместе с Ринатом Саяровичем поступили в ГЦОЛИФК – институт физкультуры. А затем еще пошел в Иняз – имени Мориса Тореза. Но его вот не закончил, времени не хватило. Есть еще диплом MBA – немецкой академии бизнеса.
– Солидно! А когда за основной состав «Локомотива» начали играть – уже после защиты диплома?
– Впервые меня Сан Саныч Севидов выпустил на замену еще в 1981-м. А на постоянной основе стал играть в первой лиге уже в 82-м. Благодаря случаю во многом. Слева играл в защите Леша Ильин (чемпион мира среди молодежи – А.Л.). А он из-за перебора карточек матч пропускал. Вот меня Севидов и поставил. Выиграли. А человек он был суеверный: когда побеждали, то состав не менял. Так до конца сезона ни одной игры и не пропустил. Потом уже, годы спустя, в похожей ситуации уже вместо меня на месте левого защитника заиграл в «Локо» Сережа Горлукович – и в итоге стал не только олимпийским чемпионом в Сеуле-1988, но и в «Боруссию» из Дортмунда уехал. Я его, когда встречаю на ветеранских турнирах, в шутку напоминаю: «Ты мне должен!»
Увы, и в 81-м, и в 82-м «Локомотиву» не хватило совсем чуть-чуть, чтобы вернуться в высшую лигу. Лимит ничьих еще помешал – было такое изобретение в нашем футболе. И с Сан Санычем, к сожалению, в «Локо» решили расстаться, хотя мы, футболисты, были за него.
– Тут вы и ушли в знак протеста в «Спартак»?
– Не совсем в знак протеста, но и это сказалось, конечно. Написал заявление, но, честно говоря, думал, что это на какое-то время останется тайной. Как вдруг уже на следующий день на собрании услышал: «Вот вы Севидова защищаете, а у вас люди разбегаются! Милешкин уже заявление в «Спартак» накатал…» А в ответ раздался голос нашего лучшего бомбардира Вовы Муханова: «И правильно сделал!..» Стал там игроком основного состава у Бескова, за олимпийскую сборную СССР заиграл. Но все же по окончании сезона 1983 года он решил со мной расстаться.
– И тем не менее я как-то прочитал, что именно Константина Ивановича считаете лучшим тренером в своей жизни, это так?
– Лучшим или нет – не стал бы выбирать, скажу иначе: Бесков за год перевернул мое представление о футболе. Смотрю теперь на игру именно с его точки зрения. Хотя играл у многих: помимо того же Севидова – у Волчка, Малофеева, Семина… Работа была в основном с мячом. Более того: футбол его во многом опередил время. Взять знаменитую уже тики-таку, во многом там те же игровые принципы, что были у Константина Ивановича. Но атлетической мощи все же нам не хватало для выступления на европейском уровне. Особенно если сравнивать с сегодняшним днем. Небо и земля! Залов тренажерных у нас тогда не было.
– Зато нагрузки иногда были, говорят, сумасшедшие – например, у Волчка!
– О, у Игоря Семеныча – это да. Помню, как в первый раз ехал у него на сбор в Кисловодск, когда вернулся в «Локомотива» после сезона у Севидова в «Динамо» – очень интересно было, много слышал про это. И представляете, уже через несколько дней у моего соседа по комнате от нагрузок геморрой вылез! Тренировки были не то чтобы трехразовые – даже четырехразовые… И – никакого тебе мяча, по нему мы здорово успевали соскучиться.
С приходом Семина многое изменилось. Вообще отмечу, что Юрий Палыч никогда не уставал учиться. Как пример – сезон 1986 года. Тогда он в составе группы специалистов поехал на чемпионат мира в Мексику и вернувшись оттуда с новыми футбольным веяниями изменил в некоторых моментах свои взгляды на тренировочный процесс.
1987 год. «Локомотив» - обладатель Кубка международного спортивного союза железнодорожников. Евгений Милешкин - четвертый слева в среднем ряду
– В «Локо» вы провели у Волчка, Семина и Валерия Филатова еще 7 сезонов: дважды возвращались с командой в высшую лигу, доходили до финала Кубка СССР-1990.
– Безусловно, есть, что вспомнить. Но тот кубковый финал, в который мы пробились, будучи клубом первой лиги, конечно, стоит особняком. Да, проиграли Киеву крупно – 1:6 (гол – именно на счету Милешкина – А.Л.). Но, во-первых, тогда киевское «Динамо» было настоящей машиной, многие из того состава поехали в составе сборной СССР на чемпионат мира в Италию. Да и те, кто не попал туда, резко выделялись: один Олег Саленко чего стоил! А во-вторых, и мы остались без ведущих игроков: Юркуса, Бодака, Гаврилова…
– Потом успели поиграть и за границей, и в мини-футбол в России?
– Да, съездил в Польшу и в Финляндию. Из поездки в Финляндию особенно запомнилось то, как после игр или тренировок футболисты заходили в сауну – и сидели в парилке по часу, потягивая пиво, правда, температура была всего-то градусов сорок… Сказали, так у них принято. Ну а в мини-футбол, в челябинский «Феникс», меня затащил Фаиль Миргалимов, тоже когда-то игравший за «Локо» – в нападении. Вот и сорвался туда из астраханского «Волгаря», да еще сагитировал с собой Витю Булатова, который играл потом за «Торпедо», «Спартак» и сборную России. Причем я даже не знал, что он сам из Челябинска – забавно получилось. Команда хорошая была: «Дину» даже обыгрывали, тогда – законодателя мод в мини-футболе.
– Давайте теперь вернемся в день сегодняшний. О чем мечтается? В плане работы в ФШМ, которую вы возглавляете, да и не только…
– Конечно, всегда хочется большего. Да, школа наша на виду, но все же уступаем академиям топ-клубов, а знаменитая ФШМ достойна, мне кажется, того, чтобы конкурировать с ними на одном уровне… Дело еще и в том, что играют за нас сейчас только московские ребята, а иногородних приглашать не можем. И хотя я сам не сторонник интернатов, но это – необходимость.
Если говорить не о работе, то семья у меня крепкая. Жена всегда занималась воспитанием детей, бытом. Сын закончил МГУ, дочка – Плехановский… А еще она, между прочим, 2-кратная чемпионка России по художественной гимнастике, мастер спорта. Много лет выступала в группе поддержки баскетбольного ЦСКА, меня на этот вид спорта тоже подсадила.
– Помимо родных – кого ждете на праздновании 60-летия? Как будете отмечать?
– Без какого бы то ни было пафоса. Придут только близкие друзья, а у меня среди них – самые разные люди. Достаточно сказать, что будут сидеть за одним столом и курьер, и депутат Госдумы... Никогда статус или богатство не были для меня определяющими показателями, помните – настоящих друзей много не бывает!