«Годы в «Локо» я буду вспоминать с теплом и улыбкой». Прощальное интервью Тараса Михалика
Матч с «Уфой» был последним для Тараса Михалика в составе московского «Локомотива». Защитник перешел в нашу команду шесть лет назад, провел 106 матчей, забил три гола, трижды выигрывал Кубок России и стал чемпионом страны.
Партнеры по команде, болельщики, журналисты всегда характеризовали Тараса двумя словами: настоящий боец.
В интервью клубной пресс-службе Михалик рассказывает о начале своей карьеры, службе в армии, переходе в «Локо», самых ярких моментах, подрастающем сыне и благодарит болельщиков за эти годы.
***
- Я начал заниматься футболом в шесть-семь лет. Папа играл по любителям и тренировал меня. Выступал за областную команду – два раза в неделю тренировки, в выходные игра.
А в профессиональный спорт я пришел уже после окончания школы. Была мечта – играть в футбол, но она казалась мне нереальной. Думал, что если ты не начал заниматься на высшем уровне с самого детства – то уже не начнешь никогда.
Потом мной заинтересовался киевский ЦСКА, выступавший в первом дивизионе. Я перешел в эту команду, а через какое-то время начали присылать повестки в армию. Родители удивлялись: ты же играешь в «армейском» клубе, а тебя разыскивает военкомат!
Обратился в клуб: ребята, давайте решать. Как-то «косить» от армии я не хотел. Предложил вариант – сначала пройти армейскую учебную подготовку, потом, при возможности, попасть в спортивную роту. Так и получилось. На «учебке» в Винницкой области пробыл три месяца, принял присягу. Вскоре меня перевели в спортроту в Киеве, удавалось совмещать с игрой за ЦСКА.
- Если бы не сложилось с ЦСКА и профессиональным футболом – чем бы занимался?
- Сложно ответить. Учился на строителя. К 15 годам я успел съездить на заработки в Белоруссию со старшим братом и покойным отцом. Там мы строили в колхозе дома. Платили не деньгами, а машиной зерна – его уже можно было продать или пустить в хозяйстве.
- Твой третий профессиональный клуб – киевское «Динамо». Говорят, ты долго не соглашался на переход.
- Я четыре с половиной года провел в ЦСКА. Даже ненадолго уезжал в аренду в «Ужгород» Закарпатье – то есть из первой лиги попал в Премьер-лигу. Все, другого опыта выступлений на высшем уровне у меня не было! А тут – приглашение в «Динамо» Киев. Это топ-команда, которую ты всю жизнь только по телевизору и смотрел. Понимал, что со своим уровнем я вряд ли буду получать много игровой практики, поэтому не очень хотел переходить. Думал, что меня подпишут и отправят в аренду. Или буду сидеть на скамейке. Я реально оценивал свои возможности и считал, что шансов нет.
- Неужели не было мечты поиграть в таком легендарном клубе?
- Примерно так же мне сказал вице-президент ЦСКА, когда на его фразу «Тарас, тебя «Динамо» приглашает на сборы» я ответил – «Не, Николаич, не поеду». Кричит: «Ты что, с ума сошел?! Это же такой клуб!».
Я был молодой и очень хотел играть в футбол, а не числиться в известной команде и получать деньги. В итоге мне позвонил президент «Динамо» и сказал, что такой шанс может быть один раз в жизни. Я согласился. И все сложилось совсем не так, как я опасался! Семь с половиной лет в «Динамо» – это потрясающая часть моей истории.
- А как случился переход в «Локомотив»?
- В первую очередь благодаря Леониду Кучуку. Он был в Киеве, мы встретились. Тогда в «Динамо» у меня не все шло, пытался разобраться в себе, но понимал, что нужно искать варианты. Встретился с Кучуком, который сообщил, что скоро возглавит «Локо» и хочет видеть меня в команде. Кстати, Юрию Палычу я тоже звонил, советовался. Он одобрил.
- «Локомотив» тогда переживал не лучшие времена. Этот факт не смущал?
- Переезд в Россию – это не переезд заграницу все-таки. Менталитет у нас похож. А неудачи «Локомотива» - вопрос определенного периода. Да и я понимал, что за тренер – Леонид Кучук и чего команда может добиться при нем. Он может поставить хороший футбол и дать отличный результат. Кучук ставил с «Локо» высокие задачи, мне было интересно. Видел, что эта команда и этот тренер вполне могут бороться за место в тройке.
Я пришел в «Локо» и в начале здесь было тяжело. После семи с половиной лет одного футбола – меня стали учить другому. Кучук говорил: «Ты со своим киевским «бей в диагональ» заканчивай давай!».
Плюс незадолго до переезда в Россию у меня родился сын. Маленький, по ночам плохо спал – жена не спала вместе с ним, а я был на подхвате. Сбросил килограммов пять в тот период. В общем, факторов было много – поэтому не все складывалось.
- Ты поработал с четырьмя тренерами в «Локо». С кем комфортнее и с кем была самая топовая атмосфера?
- За шесть лет в «Локо» ни разу не мог сказать «плохой коллектив» или «плохая атмосфера». С этим у нас всегда полный порядок. При всех тренерах комфортно. Наверное, самый веселый Миодраг Божович – у него отличное чувство юмора. Юрий Палыч тоже может пошутить, но построже!
- Юрий Палыч времен киевского «Динамо» и Юрий Палыч сейчас – большая разница?
- Да нет. Немного поменялись тренировки – но это понятно, ведь Юрий Палыч смотрит футбол, изучает европейский опыт, прогрессирует. А как человек… Не поменялся совсем!
- Самый памятный момент в «Локо» за эти шесть лет?
- Чемпионство! Какой же был сложный сезон! Помню матч в Хабаровске. Юрий Палыч сказал на установке перед игрой со «СКА»: «Если вы сегодня выиграете – станете чемпионами». Мы не сразу поняли, что имелось ввиду – ведь еще даже не завершился первый круг. Восьмичасовой перелет, разница во времени, искусственное поле, -20 на термометре, победа на последних секундах – пожалуй, один из самых сложных матчей чемпионата. Та победа была очень важной и придала нам уверенности. И весь наш путь к чемпионству – это сплошное преодоление, борьба, голы в концовках. Такое точно не забудется.
- А самый грустный момент в клубе?
- Наверное, сейчас, потому что я ухожу (улыбается). Лига чемпионов получилась грустной. У нас было много моментов и возможностей, но мы не смогли ими воспользоваться – при этом, пропускали нелепые мячи. Но это тоже опыт.
Обидно не выйти из такой группы – я даже говорил ребятам, лучше бы нам, как ЦСКА, попались гранды футбола – «Реал», «Рома». И мы бы себя попробовали, да и разговоров в случае поражения меньше.
Еще очень грустно, когда ребята, с которыми ты дружишь в команде, уходят. Сергей Ткачев, Александр Самедов, Роман Павлюченко, Ренат Янбаев, Алан Касаев, Виталий Денисов… Со многими мы до сих пор общаемся.
- Тебя всегда называли настоящим бойцом. Помнишь момент на поле, когда тебе было страшно?
- Да нет. Если ты выходишь на поле и чего-то боишься – то выходить нет смысла. Кто-то убирает ноги, боясь получить травму? Это закладывается с детства, у меня такого нет. Мне даже было бы стыдно – футбол не балет все-таки!
Иногда смотрю футбол, а там начинаются демонстративные падения, хватания за лица, отмашки какие-то. Молодежь просто не застала настоящий футбол, чуть ли не до крови, много борьбы! За это, например, очень люблю английскую премьер-лигу – никаких VAR-ов, бесконечных свистков судьи, симуляций. Люди просто играют в футбол и получают удовольствие!
- Ты много общаешься с молодыми игроками. Что советуешь?
- Могу подсказать в игровом эпизоде, на тренировке. Главное – сильно на молодых не давить, не кричать. У меня в киевском ЦСКА так было – старшие, особенно легионеры, любили наехать, накричать. А ведь молодежь и так приходит зашуганная, надо поддерживать!
Наша молодежь с благодарностью относится к советам, прислушивается. Мирон, Куля, Лапшов, Лысов, вратарь Сычев – хорошие, перспективные ребята! Да и все - молодцы!
Когда я приходил в «Локо» – молодыми считались еще и братья Миранчуки. Леша только начал выходить в основе, Антон был еще в дубле, но иногда тренировался с нами.
Антохе я всегда говорил: «Тянись за братом и работай, твое время еще придет! Круче Лехи можешь стать!».
- Ты уже решил, чем будешь заниматься дальше?
- Меня все спрашивают, даже жена! (смеется). Супруга говорит, мол, ну мне-то хоть по секрету расскажи! А я нет, не решил пока. До зимних сборов в Катаре еще горел футболом, а потом… Я же почти не выходил на поле, кроме кубковых матчей. Это сыграло свою роль, да и возраст. Поеду домой, чуть-чуть отдохну и буду думать. Если футбол – то только в родном Луцке, за ФК «Волынь». Речь о деньгах не идет вообще, хочу поиграть в удовольствие.
- Может, тренерская деятельность?
- Был какой-то момент, когда я очень интересовался этим делом – внимательно следил за тренировочном процессом, даже записывал что-то в большую тетрадь. Сейчас немного отошел от этого, но в будущем все может быть.
- У тебя подрастает сын. Он будет профессиональным футболистом?
- Он обожает футбол! В свои пять лет любому мультику предпочтет матч. Плачет, если запрещают смотреть Лигу чемпионов, потому что поздно и надо спать – договариваемся, что включим на следующий день в повторе.
Жена рассказывает, что когда они дома смотрят матч «Локомотива» и мы пропускаем – начинается страшная истерика. Переживания за каждый пропущенный мяч! Он может за ужином рассуждать, на каком месте находится условный «Оренбург» в чемпионате – тут даже я сижу с круглыми глазами.
- Играете с ним вместе?
- Он обожает играть в футбол во дворе: и против десятилетних, пятнадцатилетних. Иногда играю с ними, стою на воротах – чтобы хоть кто-то на сын пас отдавал. Он со всеми лезет в борьбу, толкается. Учу его не убирать ногу и бороться.
Когда был в Ростове в апреле, звонит жена, говорит, что у сына нога опухла. Прилетаю, едем на рентген: перелом. Оказывается, бил по мячу, промахнулся, попал в диван!
Говорит, папа, ну ты же учил меня ногу в стыке не убирать. Сынок, отвечаю, битва с диваном – неравная, шансов нет, тут ноги надо убирать!
Хотел бы поблагодарить всех тренеров, с кем я работал за эти годы: Леонид Кучук, Миодраг Божович, Игорь Черевченко, Юрий Семин – и все-все помощники.
Спасибо всем администраторам, докторам, массажистам, пресс-службе, сотрудникам клуба и базы – всем, с кем работали вместе!
Спасибо всему руководству клуба!
И, конечно, главное спасибо нашим болельщикам!
Эти годы в «Локо» я буду вспоминать с теплом и улыбкой.