Герои Кубка СССР-1936
В год 80-летия первого трофея «Локомотива» мы продолжаем вспоминать людей, которые ковали славу «железнодорожников» на заре выступлений команды. Илья Павлович Гвоздков, Николай Иванович Ильин и Николай Александрович Михеев были среди тех, кто внес весомый вклад в победу «Локомотива» в Кубке СССР-1936.
Илья Павлович Гвоздков (на фото четвертый справа)
Илья Павлович Гвоздков играл в паре с Иваном Яковлевичем Андреевым. И данный тандем большинство специалистов признавало лучшей парой в эпоху первых клубных чемпионатов СССР. Несмотря на чёткое игровое взаимодействие, они и на поле, и в жизни являли собой полные противоположности. Гвоздков был рослый и широкий в плечах и при каждом удобном случае применял свою физическую силу.
«Илья Гвоздков, левый бек команды мастеров «Локомотива», отличается большим спокойствием в игре. Его удары по мячу сильны и точны. Только изредка проявляемая грубость портит первоклассный стиль его игры. Гвоздков – несомненно растущий игрок. Уже сейчас он – один из лучших беков Союза», – «Красный спорт».
Ведущий бомбардир «Локомотива» тех лет, Виктор Лавров, сравнивал Гвоздкова с Аполлоном и отдавал должное его мастерству в силовом единоборстве.
«Внешне он даже казался несколько грузноватым, но при этом обладал такой дистанционной скоростью, что даже самым быстрым форвардам редко удавалось убежать от него. Главными же качествами Гвоздкова были исключительная смелость, самоотверженность в игре. Помню случаи, когда в критический момент он головой ухитрялся снять мяч с ноги приготовившегося нанести удар форварда. В победном финале 1936 г. при счёте 2:0 на наши ворота обрушился настоящий шквал атак тбилисского «Динамо». Однако Гвоздков, как и его партнер Андреев, были в тот день в ударе, лишь однажды выпустили Бориса Пайчадзе на ударную позицию».
День в истории. Первый трофей «Локомотива»
В 1937 году Гвоздков сыграл два матча против сборной Басконии в рамках турне последней по СССР: за родной «Локомотив» и в качестве приглашённого игрока за «Динамо» (Киев). Против басков, привыкшему к манере игры отечественных форвардов, дуэту пришлось непросто: «Мяч у ворот «Локомотива». Гвоздков спокойно «прилаживается». Вдруг из-за его спины Лангара достаёт мяч и с хода бьет чуть выше ворот», – стенограмма матча.
Опыт игры против футболистов европейского класса заставил Гвоздкова быть осмотрительнее, и в начавшемся вскоре чемпионате защита «железнодорожников» вновь была одной из самых надёжных – меньше голов, чем «Локомотив», пропустил только «Спартак». Приход в клуб перспективного Ивана Станкевича разрушил связку двух противоположностей: то Андреев, то Гвоздков вынуждены были уступать место новичку. Они воссоединились в 1940 году после перехода Станкевича в «Динамо» (Москва).
В июне 1941 года Илья Гвоздков ушёл на фронт в одном из первых добровольческих отрядов и не вернулся. Погиб в ходе Великой Отечественной войны.
Николай Иванович Ильин
27 июля 1911 года родился Николай Иванович Ильин. Одна из самых первых противоречивых фигур клуба. Николай Иванович отыграл в московском «Локомотиве» все довоенные годы. В начале 1941-го «Локомотив», вместе с «Торпедо», «Металлургом» и «Крыльями Советов», был расформирован и на базе этих команд были образованы две сборные Профсоюзов. Ильин попал в первую сборную, которая на момент начала Великой Отечественной войны замыкала турнирную таблицу чемпионата СССР. В годы войны работал на автозаводе имени Сталина разметчиком.
В чём противоречивость футболиста Ильина? А в его начале профессиональной карьеры в стане «железнодорожников». Как это было.
Состоялось это событие 6 мая 1936 года на новом стадионе «Сталинец» в Черкизове (сегодня на этом месте построен стадион «Локомотив»). Были запланированы две товарищеские игры с участием лучших московских команд на «Приз открытия сезона».
Переполненные трибуны – аншлаг. Около двадцати тысяч зрителей (хотя трибуны вмещали только 15 000)! Невероятный ажиотаж! Праздничная атмосфера! Открывают торжества парад и эстафета, в которых участвуют футболисты. Затем на поле выходят «Локомотив» и ЦДКА. «Железнодорожники» появляются перед публикой одетыми в красные футболки с белой продольной полосой на груди. Диктор дважды объявляет составы команд. Судья весь в белом (черный цвет обмундирования арбитра появится только после Второй мировой войны) дает свисток о начале игры. Большой футбол начался.Но через минуту к полю подбегает человек и подзывает главного рефери матча. Посовещавшись, судья прерывает игру и предлагает покинуть поле двоим игрокам «Локомотива» – Жукову и… Николаю Ильину. Вместо «провинившихся» футболистов под возмущенные возгласы зрителей покидает поле вся команда «железнодорожников». Матч продолжен не был. А инцидент не удалось замять даже быстро начавшейся следующей игрой «дня открытия» – матчем «Спартака» и «Динамо». Это было настоящее ЧП.
«…И тогда отец шёл напролом». Валентин Викторович Лавров об отце и «Локомотиве» 30-х
Суть же событий такова. Двое футболистов (по документам – «рабочие» крупных столичных заводов) Жуков и Ильин изъявили желание перейти в одно из подразделений Московской железной дороги. Добровольная переквалификация в «железнодорожников» происходила во многом ради выступлений в группе сильнейших футбольных мастеров.
Однако пикантность ситуации заключалась в том, что в те времена понятия «честь» и «патриотизм» чтились и уважались даже на уровне отдельно взятого предприятия. «Поступок товарищей» вызвал бурю возмущения среди заводских тружеников. Несколько дней спортивные чиновники хранили молчание, а 5 мая президиум Московского совета физкультуры вынес решение запретить Жукову и Ильину переход в общество «Локомотив». Вдобавок Николаю Ильину как дезорганизатору производства даже запретили выступать в сезоне 1936 года.
Но у «Локомотива» была своя правда. И когда футболисты столкнулись с вступлением в силу закона, они демонстративно завершили свою работу и ушли с поля.
Такой проступок (его инициатором стал Алексей Столяров – капитан и играющий тренер главной команды) мог дорого обойтись «железнодорожникам». Но покровители «Локомотива» сумели найти нужные рычаги. Обвиняемые были оправданы, а виновными оказались МФСК и ее представители. «Дело самозванцев» Жукова и Ильина убрали в архив.
Вот такая история случилась более 80-ти лет тому назад. Николая Ивановича нет среди живых с 1992-го года, но память о нём жива. На фотографии, где стоят футболисты «Локомотива» на параде того самого 1936-го года, Николай Иванович Ильин в первом ряду, крайний слева. в одном строю со своими партнёрами и верными друзьями на годы вперёд Алексеем Ивановичем Столяровым и Виктором Васильевичем Лавровым.
Николай Александрович Михеев
Николай Александрович Михеев - один из первопроходцев-железнодорожников, удостоившихся всех почестей довоенного футбольного клуба «Локомотив» Москва.
Путь для юного Коли Михеева в футболе начинался на знаменитом в 20-е годы московском стадионе «Трехгорка», в футбольном клубе известного в стране предприятия «Трехгорная мануфактура» - неоднократном победителе чемпионатов Москвы 20-30-х годов. «Трехгорка» тех лет обладала популярностью, не уступавшей элитным командам нынешнего время. На устах любителей футбола были имена знаменитых игроков «Трехгорки», сборных Москвы и СССР - Федора Седина, Михаила Рущинского, Василия Смирнова. Глядя на их игру, учились игроки младших, детских и юношеских команд «Трехгорки», в том числе Коля. Быстро прогрессирующего в игре юношу вскоре заметили, и, переходя поочередно из младшей команды в старшую, уже в 18 лет Николай Михеев впервые попробовал свои силы в первой команде, где его партнерами стали такие известные игроки, как Михаил Сушков (в будущем тренер «железнодорожников») и Николай Ильин (будущий однокашник по финалу кубка СССР 1936-го года), ставшие впоследствии заслуженными мастерами спорта СССР.
На службу в армии Николай Михеев был призван в Воронеж и три года (1933 - 1935) выступал в составе воронежского «Динамо», был капитаном команды. В 1934 году возглавляемая им сборная Воронежа стала чемпионом РСФСР, а сам центрфорвард и капитан воронежцев был включен в сборную России, составленную по итогам этого первенства.
По окончании воинской службы Михеева сразу же пригласили в наш московский «Локомотив», в котором Николай провел три сезона. В 1936-м году «Локомотиву» не хватило лишь одного очка до бронзовой медали чемпионата СССР, заняли четвертое место. Но в том же году «железнодорожники» стали первыми обладателями Кубка страны, и Николай Михеев принимал участие в матчах его розыгрыша. По одной из версий, именно Михеев вышел на поле в финале вместо травмированного Лаврова. Всего в чемпионатах за «Локомотив» Михеев провел 24 матча и забил один гол.
Любопытно, что, выступая за «Локомотив», Николай Александрович стал своеобразным»крестным отцом» чемпионатов СССР по футболу!
8 кубков «Локомотива». 1936
22 мая 1936 года в первом матче первого чемпионата «Динамо» (Ленинград) - «Локомотив» (Москва) Михеев по свистку судьи сделал первый удар по мячу, ввел его в игру и открыл таким образом новую эпоху в истории отечественного футбола.
После «Локомотива» карьера продолжалась в другом клубе высшей союзной лиги - московской команде общества «Буревестник». Затем был «Стахановец», Сталино (сейчас - «Шахтер», Донецк). Здесь Николая и застало начало Великой Отечественной войны.
В октябре на окраину Куйбышева был эвакуирован авиационный завод имени К. Е. Ворошилова. Работавший на нём Николай Михеев и несколько других футболистов весной 1942 года образовали костяк новой команды «Крылья Советов». Николай Михеев, став первым капитаном «Крыльев», выиграл весенний чемпионат и кубок города. С 1946 по 1952 тренировал и одновременно сам выступал за «Крылья Советов» из Рыбинска.
Закончив играть, Николай Александрович вернулся в Воронеж и долгие годы был активным участником воронежского областного совета ветеранов «Динамо», помогал растить молодую футбольную смену, оказывал поддержку ветеранам спорта.
Ушел из жизни он в 1995 году, не дожив всего четырех месяцев до своего 85-летия.