Бай Умар Ниасс: Расставляю призы на видном месте
Интерес со стороны СМИ и болельщиков к сенегальскому форварду «Локо» Бай Умар Ниассу растет пропорционально количеству забитых им мячей. «Наш «Локо» напросился в гости к одному из лучших бомбардиров чемпионата России и лучшему на данный момент нападающему нынешнего розыгрыша Лиги Европы.
***
После очередной тренировки Умар на базе не задерживается: дома ждет любящая жена и верный пес. Живет форвард неподалеку от Баковки – путь на автомобиле занимает не более 15 минут, если быстро ехать. Что-что, а скорость Ниасс любит не только на футбольном поле.
– Мне многие говорили уже до вас, что я довольно быстро езжу. А я вот этого не замечаю. И вообще, медленно ездят девушки. А парням нужно гонять!
…Поселок, где обитает африканская чета, построен не так давно, так что до ровных дорог там еще далеко. «Хорошая дорога», – кивает Умар на грязную лужу впереди, пока его внедорожник преодолевает очередные дорожные колдобины. Но тут же со смехом добавляет: «Зато без пробок!».
Под бодрую музыку, гремящую на весь салон, заезжаем на участок. Как только ворота распахиваются, навстречу галопом выносится черный ротвейлер.
– Знакомьтесь, это - Сия, – представляет питомца Ниасс и вылезает из авто, чтобы загнать радостного пса обратно на территорию. – Он еще больше будет, ему пока и года нет!
– Не покусает? – с опаской интересуемся у Умара. Собака игриво запрыгивает на хозяина, едва не сбивая его с ног.
– Он добрый на самом деле, не бойтесь, – успокаивает Ниасс. – Но воспитывать надо, конечно.
Ротвейлер, обслюнявив нам брюки, удаляется следом за хозяином в дом. «Проходите, не стесняйтесь», – приглашает в дом Ниасс.
Дом у нападающего не маленьких размеров, зато обставлен с уютом. Видно, что хозяева проводят в нем много времени, так что все сделано с любовью.
– Гостей в Сенегале любят не меньше, чем в России. Тоже накрывают столы с угощениями для всей компании. В этом доме это возможно, тут много места. А вот в квартире мне бы было некомфортно. В городе очень много шума и суеты, а здесь есть возможность отдохнуть и расслабиться. Я люблю быть в одиночестве, погружаться в себя. Такой уж я человек, даже в кафе или рестораны езжу редко.
– То есть тебя можно назвать поклонником домашней кухни?
– Конечно! Люблю сенегальскую национальную кухню. У нас очень распространены блюда из риса с мясом или рыбой. В общем, это что-то похожее на плов, но с другими специями. Сирра, моя жена, отлично готовит. Может и праздничный стол накрыть! У нас в Сенегале много праздников и на каждый готовится какое-то специальное блюдо. Например, на мусульманские праздники принято готовить кус-кус. Вся страна ест кус-кус.
– Тяжело, наверное, находить все это в России.
– Это правда! Некоторые вещи я привожу из Сенегала с собой. Например, рыбу, приправы, овощи. Хотя недавно мы нашли один африканский магазин в интернете и теперь можем заказывать кое-что оттуда.
Сирра великолепно готовит. В отличие от меня. Я могу, конечно, что-то приготовить. Но, честно говоря, мне проще съездить в кафе или взять хлеб с шоколадной пастой. Я все-таки футболист, а не повар.
– Тогда поговорим о футболе. Из твоих прошлых интервью становится понятно, что ты большое внимание уделяешь психологии. И, кажется, это дает свои результаты.
– Я родом из очень далекой страны. И если не будешь думать, как сделать шаг вперед – ты его не сделаешь. Если ты поставил цель и говоришь, что добьешься ее завтра – ты не добьешься ее никогда. Ты должен стремиться к ней именно сегодня, в этот момент. Сначала в «Локомотиве» было трудно. Но я продолжал верить в себя.
Я же просто играю в футбол. Я не строю дома, не поднимаю в воздух самолеты. Если я ошибусь на поле, от этого никто не пострадает. И все, что нужно от меня – хорошо тренироваться, остальное даст Бог. Так что я верю, что все придет.
– Как же простому парню из Сенегала стать звездой главной российской лиги и лучшим футболистом Лиги Европы на данный момент?
– О-о-о! Это большой и сложный путь, мой друг. Ты даже не представляешь насколько. Я начал играть в футбол в 18 лет в сенегальской лиге. Я играл в городе, в котором было очень много проявлений расизма. Даже если у тебя темная кожа, ты подвергался обструкциям. Там я отыграл два тяжелых года. Но я всегда знал, кто я есть. Если ты из Сенегала, то тебе необходимо играть и расти в Европе.
В этот момент со второго этажа спустилась красавица-жена, чье кулинарное мастерство так расхваливал Ниасс. Тут нас ждал сюрприз: Умар скоро станет отцом! Ненадолго отойдя от футбольной темы, мы не могли не спросить у Сирры о том, какой наш форвард, в семейной жизни.
– Умар очень заботливый муж и мотивированный человек. Он знает, что он хочет от жизни и куда идет. Я лишь могу помочь ему в этом, поддерживая его. Моя задача – дарить ему кураж. Действительно непросто жить вдали от родины (жена Ниасса родом из Гамбии, но долгое время жила в Англии – прим.), но если любишь человека, то уже не так важно, где ты находишься.
– А что стало главным откровением для вас и для Умара в России?
– Языковой барьер! К сожалению, не так много людей здесь владеет английским, и это вызывает определенные сложности. Ну и, конечно, погода.
– Умар, для тебя погода тоже является проблемой?
– Нет, тут я не соглашусь с женой. Все в голове. Я не переживаю, что на улице холодно. Перед тем, как выйти на улицу, я же знаю – там холодно. То же самое и в Сенегале, только наоборот. Выходишь на улицу, а там жара! Сенегал – моя родина. И даже если там жарко, я буду там жить. А если здесь очень холодно – я буду здесь работать. Холодно всем, не только мне одному. Просто Бог распределил так: в Сенегале очень жарко, а в России – холодно. Поэтому меня все устраивает в Москве, мне комфортно здесь.
- Когда ты только приехал в Россию, тебе очень помог Даме Н’Дой. Тяжело сейчас без него? Вы поддерживаете отношения?
- Даме для меня, как старший брат. К сожалению, его сейчас не вызывают в сборную, не очень хорошие отношения с тренером. Мы видимся реже. Но, конечно, он остается моим другом. Мы постоянно на связи, много общаемся – абсолютно обо всем. Наши семьи тоже знакомы.
Сейчас мне очень помогает наш переводчик, Степан. И я это говорю не потому, что он сейчас сидит с нами и помогает с переводом, а просто потому, что он делает всё для меня. Есть еще один парень, Сергей, один из клубных водителей. Вообще, мне повезло – в клубе все очень отзывчивые и всегда готовы прийти на помощь. Когда я в Москве – я ничего не боюсь, потому что за мной всегда стоят люди, которые могут решить любой вопрос.
– Если говорить о людях: в чем отличие русских от сенегальцев?
– Различий достаточно много. В Сенегале очень гостеприимные и общительные люди. Даже не зная тебя, они начнут шутить с тобой, общаться на самые разные темы. Здесь же люди более осторожные. Я не говорю, что все, но большинство такие. Я слышал очень много о России до приезда сюда – например, что здесь очень много расизма. Но, честно, меня еще никто на стадионах не оскорблял. Конечно, были моменты, когда что-то кричали, ухали – все это глупости. Думаю, что в Сенегале более дружелюбный народ потому, что там тепло, – с улыбкой говорит Умар.
– О каких сенегальских вещах тебя спрашивают в «Локомотиве»?
– В особые дни я наряжаюсь в сенегальскую одежду – есть такая традиция – и еду так на базу. Тогда меня много расспрашивают, подкалывают.
– А если говорить о болельщиках – культура «боления» в Сенегале и в России сильно различаются?
-– Я заметил интересный факт: «Локомотив» – большая команда топ-уровня. Мы показываем неплохой результат, идем в лидерах чемпионата, но при этом стадион не заполняется до отказа. В Сенегале, когда я играл за «Уакам», стадион был полон на каждом матче – не так важно, играешь ты с лидером лиги или аутсайдером. Люди там действительно сходят с ума от своей команды. Если честно, мне бы хотелось, чтобы болельщиков на нашем стадионе было не только больше, но чтобы они были, в хорошем смысле, агрессивны. Фанаты должны не только поддерживать игроков, но и настраивать их на спортивную злость, заводить нас, тренера, чтобы все были под давлением. Так было, когда я был в Турции.
– Раз уж речь зашла о болельщиках и Турции – вспомни матч с «Бешикташем», когда фанаты двух стран, где тебе приходилось играть, встретились лицом к лицу…
– О, это было нечто! Стадион «Ататюрка» огромный, и заполнить его было тяжело. Но болельщиков «Бешикташа» было действительно много. Наших, конечно, в разы меньше – но дело не в том, сколько их было, а как они поддерживали! Я слышал каждую песню, каждый «заряд»! Это было просто феноменально. Я видел, как они разделись и прыгали, позже – драку… Может быть, благодаря этим эмоциям и той самой спортивной агрессии я и забил через несколько минут. Это то, что нужно. Футболистам нужно чувствовать болельщиков каждый раз – что они здесь, они за нас, что они и мы – одно целое. Если фанаты «Локомотива» будут болеть как в Стамбуле, я думаю, что мы можем далеко пройти в Лиге Европы и серьезно бороться за чемпионство в России.
– Кстати, в еврокубках ты дебютировал именно в составе «Локо». Уже успел забить три мяча, отдать несколько голевых… Матчи в Лиги Европы – особенные?
– Еще до начала этого сезона я был уверен, что в этом году всем всё докажу, что это будет мой сезон! Меня узнают в России, но европейская арена – это особый вызов. Замечаю, что перед каждым матчем Лиги Европы я более сконцентрирован, более мотивирован. Я хочу, чтобы в других странах говорили: «Есть такой парень, его зовут Бай Умар Ниасс, надо больше следить за ним». Это важно для моей карьеры.
- Российская лига – простая или сложная?
– Я думаю, она - тяжелая. И это не только футбол. Факторов много: постоянные поездки и перелеты, разница во времени, погода. В таких условиях очень важна физическая подготовка. В России недостаточно просто играть в техничный футбол. Нужно бегать больше соперника, выигрывать больше единоборств. Нужно быть сильным – и в физике, и в психологии. Даже когда на улице минус пять, а матч в семь вечера – то есть, почти ночью. Это нелегко. Моё мнение – если ты хорошо играешь в России, то будешь хорошо играть где угодно.
– В 2018-м году в России состоится чемпионат мира. Есть ли мотивация сыграть со своей сборной именно здесь?
– Где бы ни проходил ЧМ, для любого игрока важно сыграть на таком турнире. У многих игроков великие карьерные достижения, но выступить на ЧМ им не доводилось. В нашей отборочной группе будет пять команд, только одна из них поедет на турнир. Я скажу ребятам: «Давайте добьемся этого, я покажу вам Россию». Может быть, в 2018 году я уже буду далеко отсюда, но я знаю много вещей о России. Это – моя страна. Я знаю, что здесь меня будут ждать. Думаю, что все реально, и выйти из группы мы сможем.
В гостиной, где мы расположились с Ниассом, на тумбочке под телевизором стоят трофеи хозяина дома. Это медаль за победу в Кубке России, медаль за участие в Суперкубке и три памятные таблички Лучшего игрока месяца в «Локомотиве». Когда входишь в дом, первое, что бросается взгляд – именно эти плакетки. Мы не могли не спросить у Ниасса, подготовился ли он так к нашему приходу или своеобразный монумент всегда располагается на самом видном месте?
– Конечно, эти вещи стоят здесь всегда. Всё, что вы здесь видите, – мой главный мотиватор. Каждое утро, когда я встаю и собираюсь на тренировку, я вижу эти таблички и сразу настраиваюсь на интенсивную работу. Не хочу, чтобы болельщики «Локо» разочаровались во мне или подумали, что в этих месяцах, когда меня признали лучшим игроком, мне просто везло.
«Локомотив» дал мне дорогу в европейские кубки. Даже если завтра вдруг я стану мировой звездой, я никогда не забуду «Локомотив» и тот период, что был здесь. Эти призы всегда и везде буду брать с собой, рассказывать о них своим гостям и друзьям. Это останется со мной навсегда.
Были вещи, которые мне не нравились, особенно в прошлом сезоне. Но сейчас все хорошо. И часть моего сердца уже навсегда останется в России и в «Локомотиве».
– Кстати, про утро. Как оно обычно проходит?
– Иногда я просыпаюсь очень рано и могу еще несколько часов, не вставая, болтать с женой. В России я перестал думать о времени. Иногда смотрю на часы: шесть-семь вечера, а уже темно. Иду спать – никаких проблем. Просыпаюсь, смотрю на время: четыре утра. Снова никаких проблем – иду смотреть телевизор. Или наоборот - могу смотреть телевизор всю ночь и не спать.
Конечно, самое важное – это правильный режим перед матчем. Вот тут я соблюдаю все правила. Если накануне игры вы зайдете в мою комнату на базе в восемь вечера и позовете: «Умар!» – я уже ничего не отвечу. Я буду крепко спать. И сплю я перед игрой очень-очень долго.
- Как ты проводишь свободные дни в Москве?
- Люблю сидеть дома и ничего не делать. Тут моя жена, моя собака, уют и покой. Иногда у меня гостят мои родственники, тогда дом наполняется теплом… Еще люблю в кино сходить – ничего особенного. Бывают выходные дни, но, к примеру, скопилось много дел – тогда весь день могу мотаться по городу, супермаркетам, банкам, заниматься прочими бытовыми вещами.
– А если говорить о достопримечательностях – что в Москве понравилось?
– Не буду сейчас оригинален: Красная площадь, Арбат… Новый Арбат – вообще «моя» улица! Там мой любимый ресторан, где я очень люблю иногда поужинать. Еще у меня есть любимый СПА-центр, правда, он загородом. Там бассейны с соленой водой, в которых я просидел три часа, и мое тело ликовало.
– Твои тренировки ограничиваются только тренировками с командой, на базе, или ты занимаешься и самостоятельно?
– Когда сезон только начался, я жил на базе. Оставался после общих тренировок, ходил в бассейн и тренажерный зал. Очень важно быть готовым физически. И домой я купил несколько тренажеров – беговая дорожка, велосипед. Жена тоже занимается.
– С твоего позволения, покажешь, как ты здесь обустроился?
– Хотите посмотреть мой дом? Вы должны попросить мою жену. В нашей культуре дом при свадьбе переходит к жене, потому что она хозяйка. Я могу быть дома, но если Сирра вдруг скажет мне выйти – я выйду.
Спрашиваем разрешения у супруги Умара. Сирра любезно соглашается, и мы отправляемся на экскурсию по дому. Начинаем, конечно же, с кухни. Небольшая уютная кухня создана для готовки. Это подтверждало и несколько сковородок с еще неостывшим обедом в виде мяса с рисом. «У нас два главных продукта в доме: рис и майонез», – говорит Сирра и ведет «экскурсию» по дому дальше.
Следующая остановка – комната спорта. Здесь всего два тренажера: беговая дорожка и велотрек. Оставшееся место занимает стол для пинг-понга. «Умар – большой любитель настольного тенниса. Первым делом гости отправляются на поединки с мужем. Он так не любит проигрывать!» – смеется Сирра.
Еще одним примечательным местом в доме является комната для молитв: «Умар – очень религиозный человек, проводит много времени в молитве, особенно перед матчами» - пояснила супруга нашего нападающего.
– О, а пойдемте, я еще покажу вам нашу столовую! Вы удивитесь, - восклицает хозяйка дома, и стремительно спускается по лестнице. Следуем за ней и попадаем в цокольное помещение – здесь, рядом с сауной и бассейном, расположился небольшой зал-столовая. Повсюду висят кружки и бокалы из разных стран, всего, наверное, штук 50, не меньше. Сама столовая от пола до потолка обшита деревянными досками. «Мы старались, чтобы в доме была частичка России», – поясняет Сирра.
За окном начинало смеркаться, близился приезд гостей семьи. Мы решили не отвлекать супругов от приятных хлопот: сделав пямятное селфи и получив очередной слюнявый поцелуй от Сии, мы пожелали удачи Умару и большой любви этому прекрасному дому.
Интервью с Ниассом выйдет в свежем номере журнала «Наш «Локо», который поступит в продажу в день матча со «Спортингом». Купить журнал можно в клубном магазине и у распространителей на территории стадиона.
Также в номере:
- Перед матчем: Ни слова о раскладах
- Соперник: Лев, которого мы урощали
- Список Б: Сергей Макаров
- Мой первый матч: T-Killah
- «Локо-Тур»: Агрессивный прием в Стамбуле
И многое другое.