Top.Mail.Ru

100 лучших игроков «Локомотива». Лавров

Мы продолжаем наш цикл текстов о лучших игроках в истории «Локомотива». 13 сентября родился легендарный форвард Виктор Лавров – грозный бомбардир, автор первого гола нашей команды в чемпионатах СССР, обладатель Кубка страны 1936 года, 12-я звезда на Аллее славы в Черкизове.

О великом футболисте рассказывает его сын Валентин Викторович.

– Отец, как и я, родился в громадном доме на Садовой-Черногрязской, – говорит Валентин Викторович. – Дом примыкал к НКПС. У нас был общий пустырь. Там с незапамятных времен стояли металлические ворота. В них забивал голы тогда еще малолетний Витя Лавров.

1913 год. Четырехлетний Виктор Лавров

Первой командой футболиста стал Клуб имени Кухмистерова Курской железной дороги. Но главным клубом в карьере Лаврова был, конечно же, «Локомотив», куда он попал благодаря тренеру команд Московской железной дороги Николаю Хореву.

– В «Локомотиве» отцу, видимо, судьба была играть, – говорит Валентин Викторович. – Вот родители его – на фотографии ниже: Василий Григорьевич и Ольга Андреевна. Так вот, дед был железнодорожником, даже, насколько помню, начальником на Николаевской железной дороге.

Лавров был невероятно атлетичным футболистом, что подтверждают фотографии тех лет. Современники отмечали его великолепный дриблинг и чудовищный по силе удар с обеих ног, который со временем оброс легендами. По словам журналиста Юрия Ваньята, Лавров однажды сломал перекладину, а вратарь «Зенита» Леонид Иванов, получив мячом в лоб, потерял сознание на полчаса.

Вторая половина 30-х. Виктор Лавров (слева) на разминке

Хорошие футболисты могут в одиночку выигрывать матчи – великие выигрывают турниры. Конечно, каждый из игроков «Локомотива» внес свой вклад в завоевание Кубка СССР 1936 года, но Лавров объективно был вне конкуренции. Грозный форвард забивал в каждом из шести матчей, включая гол в финале с тбилисским «Динамо», который стал для него 11-м на том турнире.

– На финальной игре Кубка СССР мне довелось присутствовать – поэтому имею право называть себя самым старым болельщиком «Локо», – улыбается Валентин Викторович. – Причем добирался я туда с мамой… на «эмке» Кагановича цвета кофе с молоком, известной всей Москве. Да-да, того самого, руководителя Наркомата путей сообщения. У меня ведь не только отец за «Локомотив» играл, но еще и дядя Павел Иванович Михайлов, брат мамы, был помощником наркома. Отец очень хотел, чтобы в финале первого в истории Кубка страны мама была на стадионе. Он так говорил: «Шурик, мне от тебя везет!». Но меня, годовалого, в тот раз не с кем было оставить. И тогда мамин брат попросил у Лазаря Моисеевича его «эмку», чтобы доставить маму и меня на стадион. Нарком сам был страстным болельщиком, просьбу удовлетворил. Так я оказался на Северной трибуне на руках у мамочки рядом с Кагановичем. И он, увидев столь юного болельщика, в шутку распорядился выдать мне пожизненный пропуск на все игры.

1937 год. Виктор Лавров с женой Александрой

Лавров был суперзвездой своего времени, одним из самых популярных футболистов «Локомотива» и любимцем болельщиков. Одним из таких болельщиков был комментатор Николай Озеров.

- Юный Коля Озеров, будущий знаменитый теннисист и комментатор, был восторженным поклонником «Локомотива», сам занимался теннисом на том еще – старом – локомотивском стадионе на Новорязанской улице (сейчас там – «Арена Сокол»), – подтверждает Валентин Викторович. – Он жил по соседству с нами, на Старой Басманной – дом 7, квартира 9. И иногда со стадиона нес отцовский чемоданчик с формой – по тем временам это была огромная честь для болельщиков. Кстати, и сам Озеров рассказывал об этом в телепередаче, посвященной 70-летию отца. Моя бабушка нередко усаживала юного Колю за стол. И он с удовольствием уплетал ее пирожки – очень уж они вкусными были. Наверное, Озеров уже был тогда чемпионом Москвы. Случалось, я сам относил по просьбе бабушки «дяде Коле» эти пирожки. Иногда меня встречал его отец, крупный человек с бархатным голосом. Он тоже был звездой – солист Большого театра!

Виктор Лавров

В 1941 году все профсоюзные команды были расформированы. Не избежал этой участи и «Локомотив», однако Лавров, который в свое время отказал ЦДКА и «Спартаку», несмотря на обещанные квартиры, выступать за профсоюзные сборные не захотел и отправился в в «Динамо» из Душанбе.

– Уже перед войной в чью-то «умную» голову пришла мысль расформировать «Локомотив» и некоторые другие команды, объединив их в некое подобие двух профсоюзных сборных, – рассказывает Валентин Викторович. – Отец обиделся за упраздненный «Локо», отказавшись пополнить одну из этих искусственных команд, а тут ему предложили хорошие деньги в Сталинабаде (ныне – Душанбе). И, судя по газетным вырезкам, играл он и там с блеском: стал кумиром местной публики, в каждой игре забивал...

Виктор Лавров (второй справа)

Ну а 22 июня 1941 года футбол отошел на второй план. Многие игроки «Локомотива» отправились на фронт, другие трудились в тылу. Лавров, который хорошо разбирался в радиотехнике, работал на авиационном заводе в цеху радиосвязи.

- Вообще отец был удивительно способным в разных областях, – говорит Валентин Викторович. – Хорошо рисовал – по материнской линии ведь он потомок Перова, автора легендарных «Охотников на привале». Некоторое время учился во ВХУТЕМасе (Высшие художественно-технические мастерские). Затем серьезно увлекся радиотехникой. В 1938 году сам собрал миниатюрный телевизор: редкость по тем временам. А с началом войны стал руководить цехом радиосвязи на 315-м авиационном заводе, что неподалеку от «Динамо». В декабре 41-го завод эвакуировали в Пермь. Помню бомбежку, под которую попали в Петушках: два фашистских самолета среди бела дня не спеша бомбили станцию, да промахнулись. Нам, пассажирам, приказали покинуть вагоны и залечь в поле. Фрицы на бреющем полете поливали нас из пулеметов. Несколько человек с поля не поднялись. Почему-то по самолетам никто не стреляли, хотя рядом с нашим составом стояли под брезентом «зенитки» – шли на запад. Видать, приказа не было – стрелять по самолетам!

- В Перми все время хотелось есть, – продолжает Валентин Викторович. – Отец с мамой ездили в деревню – меняли вещи на еду. Это помогало выжить. Летом бабушка варила щи из крапивы и щавеля. По выходным мы с отцом ходили в баню, где выдавали кубик мыла. Однажды испытали ужас: в мыльное отделение санитары ввели несколько живых скелетов – это были ленинградские блокадники: кости, обтянутые желтой кожей, с лысыми головами, но живыми глазами. Они едва держались на ногах. Что довелось пережить этим несчастным – представить трудно…

Летом 1942 года свершилось знаменательное событие: в Перми начался футбол. С продажей билетов. Стадион был забит. Я ходил на все игры, заглядывал в «нашу» раздевалку. Отец меня не прогонял. Говорил: «Разомни мне икры!». Он ложился на кушетку, и я кулаками долбил по его могучим икрам.

До сих пор помню удивительный вкус пирожков с мясом: игрокам после каждой игры давали в качестве премии по 15 штук. Кто играл? Предполагаю, что администратор довоенного «Локо» Шурыгин, тоже оказавшийся в Перми, собрал бывших футболистов. Точнее не скажу. Несколько лет назад вместе с летописцем «Локомотива», замечательным человеком и журналистом Павлом Алешиным посетил Пермь. На новом стадионе есть стенд: «История футбола Перми». Увы, про игры 42-го военного года – ни слова. Хотя событие знаменательное, его надо помнить!

***

В 1943 году Лаврова отозвали из Перми на авиационный завод в Москву. При этом Виктор Васильевич не забывал про футбол и тренировал ребятишек на стадионе Юных пионеров. Одним из воспитанников Лаврова был нападающий «Локомотива» Виктор Ворошилов, который, кстати, тоже работал на авиационном заводе.

– Вернулись в Москву в конце марта 43-го, – вспоминает Валентин Викторович. – Мама с бабушкой оставались в Перми, но отец срочно понадобился в Москве, его вернули на авиационный завод №315. Я увязался за ним. Отец рискнул, нелегально прихватил меня. Вместе с очарованной им проводницей (а он был красавцем!) меня втиснули в ящик под потолком, изъяв оттуда фонари. Вагоны бдительно проверяли военные патрули. В позе эмбриона я находился несколько часов, дышать было невозможно, мерещилось, что я умираю. Патруль с Джульбарсом меня не унюхали.

1947 год. Виктор Лавров третий слева

После окончания войны Лавров возобновил футбольную карьеру и вернулся в родной «Локомотив», за который выступал до 1948 года и успел поиграть даже во второй лиге.

- С войны не все вернулись, – рассказывает Валентин Викторович. – Погиб приятель отца, часто бывавший в нашем доме, нападающий «Локомотива» Жуков… Но за нашим столом, как прежде, собирались старые друзья. Это Хлопотин (позже стал отличным судьей), Сердюков, Мошкаркин… И, конечно, ближайший друг отца Михаил Киреев, шутник и балагур. Впрочем, отец умел пошутить в ответ. Так, однажды Киреев, осушив рюмашку, упрекнул отца: «Помнишь, в 38-м мы играли со «Спартаком»? Если бы ты дал мне пас под правую ногу, то я попал бы в ворота!». Отец согласно кивнул: «Виноват! Я тогда забыл, что твоя левая только для танцев. Но, Миша, не скромничай, ты попал все-таки в ворота – во входные!». Все грохнули от смеха, который, наверное, было слышно у Курского вокзала... Другой раз Хлопотин стал горячо спорить с отцом по какому-то поводу. Отец не возражал, лишь с грустной миной покачал головой: «У матери было три умных сына, а четвертый – футболист Коля Хлопотин!» Жизнь продолжалась, с улыбками, с подначками, дружно и весело…

1940 год. Виктор Лавров (справа) и Владимир Мошкаркин

Соперники прекрасно понимали, какой нападающий играет за «Локомотив», и нещадно били его по ногам. Газеты того времени пестрили заголовками: «Идет охота на Лаврова», «Лаврова опять уносят с поля». Из-за многочисленных травм карьера великого футболиста подошла к концу. Началась новая жизнь, в которой Лавров, конечно же, не затерялся.

- В 50-е годы отец трудился инженером на стадионе в Лужниках, – рассказывает Валентин Викторович. – И он любил с вспоминать, как сумел без схемы собрать электронное табло. Дело в том, что аппаратуру закупили у венгров. Те были уверены, что без их помощи в СССР с таким совершенно новым делом не справятся. И потребовали внушительную плату за схему, монтаж громадного табло и работу трех инженеров, которых готовы были командировать в Москву с проживанием в «Метрополе». Советская сторона по своему обычаю платить отказалась: «Нашли дураков!». И поручила разобраться «Левше» Виктору Лаврову.

Электроника была не просто новым – невероятно сложным делом. Фактически надо было все с нуля начинать. Но отец справился, совершил чудо – смонтировал как надо, сами венгры так не сумели бы! За что получил устную благодарность руководства, почетную грамоту и премию – 150 рублей. Дело обмыл с товарищами по «Локомотиву» Киреевым и Сердюковым. А пустые бутылки я отнес в пункт приема и на вырученные деньги купил несколько пачек мороженого…

100 лучших игроков «Локомотива». Гранаткин

100 лучших игроков «Локомотива». Разумовский

100 лучших игроков «Локомотива». Милешкин

пресс-служба ФК «Локомотив»

72 daysNext match is

01.12
14:00 Sunday
RPL
Day 17
Lokomotiv
1 : 3
Khimki
Match center
08.12
19:30 Sunday
RPL
Day 18
Krasnodar
0 : 0
Lokomotiv
Match center
28.02
19:00 Friday
RPL
Day 19
Dinamo
vs
Lokomotiv
Match center
07.03
20:15 Friday
RPL
Day 20
Lokomotiv
vs
Akhmat
Match center
11.03
18:00 Tuesday
Fonbet Russian Cup
1/4, second stage
Dinamo
vs
Lokomotiv
Match center
15.03
19:30 Saturday
RPL
Day 21
Lokomotiv
vs
Dynamo
Match center
30.03
Sunday
RPL
Day 22
Krylya Sovetov
vs
Lokomotiv
Match center
06.04
Sunday
RPL
Day 23
Lokomotiv
vs
Zenit
Match center
13.04
Sunday
RPL
Day 24
Rubin
vs
Lokomotiv
Match center
20.04
Sunday
RPL
Day 25
Lokomotiv
vs
Pari NN
Match center