100 лучших игроков «Локомотива». Черевченко
Сын легенды душанбинского «Памира», Игорь Черевченко и сам вырос в надёжного игрока обороны, с которым «Локо» четырежды брал медали чемпионата России и Кубок страны. А потом завоевал его и как тренер – в 2015-м. 170 матчей в футболке «Локомотива», дважды – в списке 33 лучших, гол мадридскому «Реалу»: ему за 47 лет (да, сегодня у Игоря Геннадьевича – день рождения!) явно есть что вспомнить.
С Черевченко-старшим, Геннадием Ивановичем, турнир имени которого Игорь сейчас проводит в Таджикистане, играли в «Памире» ещё при тренере Юрии Сёмине и Юрий Батуренко, и Мухсин Мухамадиев, и Рашид Рахимов, и другие будущие футболисты нашей команды. Про него говорят с придыханием.
«Геннадий Иванович – это был настоящий лев в обороне, – вспоминает Рахимов, – непроходимый! Настоящий лидер. Один из лучших центральных защитников из всех, кого видел. Хотя невысокий, но головой великолепно играл».
«Черевченко-старший – один из самых легендарных защитников для советской первой лиги, – это уже слова Мухамадиева. – Больше 500 игр сыграл: а как он зависал в воздухе, как великолепно читал игру! В воздухе выигрывал у всех, кроме, быть может, Старухина и Челебадзе… Игорь чем-то похож на него структурой – тоже мощная грудная клетка, цепкий, головой неплохо играл».
Самое интересное, что в детстве в Душанбе Игорь бегал в нападении. Но в 15 лет переквалифицировался в защитника.
– Играли в Воронеже, – рассказывал Черевченко-младший в интервью «Варзиш ТВ» (спортивный канал в Таджикистане). – Мой друг защитник был травмирован, тренер предложил сыграть на его позиции. Закончили – 0:0, хотя у соперников сильная команда была. Я ещё не забил пенальти.
Впрочем, было дело – Игорь вернулся в нападение в 1994-м. В чемпионате Таджикистана в матче с командой из Куляба. Опять же из-за травм сыграть впереди было некому. («Тренер спросил: сможешь? Смогу!»). Итог: победа – 10:0, сам Черевченко забил 7 мячей. Но больше тем не менее в атаку не возвращался. Наверное, единственный случай в истории мирового футбола, когда человек, забив столько, переквалифицировался обратно из нападающих в защитники!
Андрей Соломатин и Игорь Черевченко
Дальше – процитируем Официальную историю футбольного клуба «Локомотив».
«Спустя некоторое время после распада Советского Союза семья Геннадия Черевченко покинула привычные места и перебралась в Подмосковье. Игорь стал играть во второй лиге — в Обнинске за команду «Индустрия». Его порекомендовали «Локомотиву».
Селекционеры клуба просмотрели несколько матчей с участием Черевченко и дали руководству положительные характеристики. С 1996 года Игорь стал выступать за «Локомотив». Специалисты сразу отметили незаурядные качества молодого защитника, почти сразу ставшего игроком основного состава московского клуба.
Во-первых, бесстрашие. Игорь Черевченко смело шел в стыки, вступал в единоборства как на траве, так и воздухе, сражаясь за каждый мяч, не уступая ни сантиметра территории противнику, совершенно не думая о возможности получить травму. Перелом носа, разбитая голова были обычными для Черевченко эпизодами, которые кого-то другого, но только не его, могли привести в шоковое состояние. Кто-то другой, но только не центральный защитник «Локо», мог в такой ситуации попросить замену.
Во-вторых, умение персонально действовать против самых опасных форвардов соперника. Для этого Черевченко хватало и скорости, и цепкости, и выносливости, и умения играть головой. Он мог настолько вымотать оппонента, что того заменяли. Сам Игорь любил подключаться к атакующим действиям своей команды. Забивал он, конечно, редко, но в голевых атаках участвовал регулярно. Его рейды запомнились, как и появление в штрафной соперников при розыгрыше штрафных и угловых».
Гол в ворота мадридского «Реала» в Лиге чемпионов в 2001-м (в той игре «Локо», кстати, победил – 2:0!) у многих болельщиков красно-зелёных до сих пор перед глазами. В том моменте он действовал как типичный форвард – сказалась школа: переправил мяч в сетку после полуудара-полупаса Марата Измайлова.
А потом – тренерская карьера. Закончить как футболист пришлось достаточно рано – 30 не было! – из-за травм.
«Безболезненно к этому отнёсся… – рассказывал Игорь в интервью «Чемпионату». –Футболиста во мне не осталось — я его убил. Мне противопоказан бег. Даже на беговой дорожке нельзя.
– Вы ещё и глаза едва не лишились. В игре со «Спартаком».
– Была верховая борьба с Титовым, но он убрал голову. В итоге столкнулись со своим же — с Пашининым. Я лицом, а он — затылком. Разорвал себе веко и сломал нос. Узнал себя только в раздевалке. Мы ещё в белой форме играли — майка, конечно, сильно в крови перепачкалась. С тех пор у меня шрам. У меня вообще высокий болевой порог — боли почти не чувствую».
Начинал он как детский тренер – в школе «Локомотив-2» в Перово.
«Школа мне очень помогла в дальнейшем, – об этом Черевченко говорил уже в «Спорт-экспрессе», – с детьми очень тяжело трудиться. Это со взрослыми профессиональными футболистами есть рычаги давления, а там нет. И нужно уметь доносить информацию: кто-то понимает, а кто-то нет, требуется больше показывать, потому что визуально дети лучше воспринимают информацию, чем на словах. Вплоть до того, что кому-то нужно было правильно ногу поставить.
Я пришел к 11-летним, как раз с этого времени можно отсчитывать очень важные четыре года для дальнейшего развития. Что в этом возрасте заложишь, то и получится».
Уже после этого с лёгкой руки всё того же Рашида Рахимова Игорь Геннадьевич вошёл в тренерский штаб основы «Локомотива». Помогал потом и другим специалистам, среди которых особенно выделяет хорвата Славена Билича. А вот когда в отставку отправили черногорца Миодрага Божовича, Черевченко оказался уже сам готов к работе с командой. Тогда и привёл «Локо» к победе в Кубке России-2015.
Ну и – немного про личную жизнь. Жена Игоря Черевченко – знаменитая в недавнем прошлом волейболистка, а сейчас блестяще комментирующая игру на ТВ Татьяна Грачёва.
«Когда вы расписались? – спросили её в интервью «СЭ».
– В 2008-м. Извините, про личную жизнь не рассказываю. Я не из тех, кто выставляет её напоказ, кричит на каждом углу о своих чувствах. Даже на «НТВ-плюс» много лет никто не знал, что Игорь – мой муж. Потом посыпались предложения снять про нас документальный фильм или хотя бы сюжет – отказываюсь наотрез. Я никогда не приглашаю домой корреспондентов, не устраиваю фотосессии для глянцевых журналов.
– У Игоря такая же позиция?
– Да. Придерживаемся принципа Шота Руставели: «Любовь надо прятать, как краденого коня».