Марио Митай: Главное – радовать болельщиков!
— Ты родился в Греции. Почему ты выбрал сборную Албании?
— Так получилось, что албанцы первыми предложили мне играть за их сборную. Помимо этого, мои родители больше жили в Албании, я там вырос. При этом не скажу, что Албания для меня номер один, а Греция — номер два. Люблю обе эти страны. Они для меня наравне.
— Кем ты больше себя ощущаешь: греком или албанцем?
— Наверное, всё-таки албанцем. Я больше от них перенял.
— Какие черты своего характера, например?
— Люблю заботиться о людях и открыто выражать эту любовь.
— Когда ты последний раз был в Греции? Помнишь ли то время, которое там провёл?
— Я всю жизнь живу там, ездил туда и этим летом.
— Какие детские воспоминания сохранились у тебя о том периоде?
— Я помню свою первую в жизни тренировку. Пришёл домой настолько уставшим и вымотанным, что не мог ходить. Моя мама посмотрела на всё это и сказала отцу, что если я буду каждый раз возвращаться в таком состоянии, то не надо больше меня туда водить.
— И как всё развивалось дальше?
— Это было решение папы: он хотел, чтобы я занимался чем-то, что мне бы нравилось. Предоставил мне свободу действий. И вот я стал футболистом.
— В каком возрасте ты понял, что футбол — уже твоя профессия?
— Папа с малых лет вбивал мне мысль, что если что-то получается, то можно сделать это своей профессией. В моём случае — стать профессиональным футболистом.
А сам я осознал это, когда перешёл в школу такого известного клуба, как АЕК. Мне тогда было 11 лет. Я понял, что у меня что-то получается и что-то может из этого выйти.
— Например, в Испании в детском футболе до определённого возраста нет соревновательного подтекста. Как выстроена система в Греции?
— В Греции (в частности — в АЕКе) к каждому ребёнку был такой подход: он является частью большого проекта, в любой момент может быть ему полезен. Тем более клуб был на слуху, хорошо шёл в чемпионате, постоянно играл в еврокубках. Касательно детских турниров, то там уже с шести лет начинают рубиться.
— Каких успехов ты добился до того, как стал профессиональным игроком?
— Мы выиграли два турнира с АЕКом: один был на Кипре, другой — в Греции.
— В детско-юношеском футболе всегда происходят различные забавные истории. Помнишь ты подобные случаи?
— Каких-то именно смешных историй я не вспомню. У меня просто осталось много хороших воспоминаний о том времени. О времени, проведённом с друзьями. Когда нам не надо было на тренировку, организовывали что-то другое, чтобы вместе провести время.
— Как ты выбирал свою позицию на поле? Или за тебя это делал тренер? Ведь в «Локомотиве» ты можешь играть и в центре защиты, и на левом фланге.
— Начинал я как крайний нападающий либо на позиции под нападающим. А когда приехал на просмотр в АЕК, меня поставили не в просмотровую команду, так называемую сборную солянку, а именно в команду, в которую хотели взять. Все атакующие позиции уже были заняты, и тренер меня поставил левым защитником. Ему понравилось, как я сыграл. Так дальше и пошло.
— А тебе самому где больше нравится играть?
— Мне нравится позиция, где я мог бы проявить свои атакующие качества. Помочь команде в атаке, отдать хорошую передачу.
— Долго ли ты раздумывал, когда тебе поступило предложение из России, учитывая то, сколько рассказывают «страшилок» про нашу страну?
— Сложилась такая ситуация, что в АЕКе я мало играл, мне хотелось покинуть клуб. Нужно было что-то решать с дальнейшей жизнью. И в это время мне позвонил агент и сказал, что пришло предложение из России.
Изначально это было для меня неожиданно, потому что я даже не думал о полноценном трансфере. Рассчитывал, что просто уйду в аренду. Но в итоге всё понравилось.
— «Локомотив» твой первый иностранный клуб. Ты уже год играешь здесь…
— Считаю, что приобрёл отличный опыт. Мне очень нравится ваш чемпионат. Он конкурентоспособный, всегда достаточно плотная турнирная таблица. Ни в одном из матчей ты не можешь заведомо считаться фаворитом. Каждый может сыграть с каждым с абсолютно непредсказуемым счётом. Аутсайдеры могут обыграть лидеров, и это считается в порядке вещей.
Что касается переезда сюда, то поначалу конечно было непросто. Всё-таки новое место, новые реалии, языковой барьер. Я говорю по-английски, но здесь таких мало. Поэтому одному на новом месте, в отрыве от семьи, пришлось пройти через определённые сложности. Но потом, когда уже вкатываешься, адаптируешься, становится намного проще. Жизнь налаживается. Также мне помогают мои одноклубники.
— Есть ли у тебя в Москве любимое место для прогулок?
— Мне нравятся рестораны в «Москва-Сити» (улыбается).
— Часто ли семья приезжает к тебе в гости?
— Пока ещё не приезжала из-за отсутствия виз. Месяц назад наконец-то сделал их, поэтому ожидаю приезда.
— Вернёмся к делам команды. Как думаешь, почему у «Локомотива» получился такой непростой старт? Как бы ты его оценил?
— Конечно, в моей карьере бывали и более удачные старты. С другой стороны, считаю, что начали мы не так уж и плохо. В Кубке вообще всё здорово: две игры, две победы. Здесь нас уже есть определённый запас. Это не может не радовать.
Что касается чемпионата, то в последних встречах мы показали, что являемся командой, которая бьётся до конца и не собирается сдаваться. Именно это радует. И верю, что благодаря своему характеру мы сможем улучшить нынешнюю турнирную ситуацию. Тем более впереди ещё много игр.
— Весной команда здорово играла, побеждала. Чего не хватает именно сейчас?
— Думаю, на весеннем этапе мы были более раскрепощены, поскольку уже ни на что серьёзное не претендовали, просто играли в свой футбол. И, как все успели увидеть, у нас это получалось.
А сейчас новый чемпионат. Одну игру не выиграли, другую — и уже начинается какое-то давление. Думаешь, что если и сегодня не удастся победить, то всё пропало. Считаю, что нам просто нужно раскрепоститься и играть более свободно.
— Какое настроение сейчас внутри коллектива?
— Мы верим в тренера, верим его идеям, верим, что это обязательно приведёт к результату. И сравнивая текущую ситуацию в команде с той, которая была ровно год назад, скажу: обстановка, настроение и атмосфера сейчас намного лучше.
— Кто из игроков на это влияет больше всего? Артём Дзюба?
— Дзюба создаёт весёлую атмосферу. Он генератор весёлых идей в команде. Никогда не замолкает, постоянно что-то говорит. Возможно, в прошлом году нам не хватало такой фигуры. Такого «бати» на поле, который где-то может рассмешить, где-то «напихать». Конечно, с ним стало намного веселее.
— Часто ли тебе достаётся от Дзюбы?
— Он всех одинаково достаёт, одинаково травит (улыбается). Даже если он хочет сказать что-то серьёзное, всё равно это получается через шутку.
— У тебя уже больше 20 матчей за «Локомотив». Какой из них запомнился больше всего?
— Думаю, это дерби с «Динамо». Когда мы выиграли — 4:2, а я провёл полный матч. Считаю, что сыграл очень неплохо. Это была хорошая игра и хорошая победа.
— Учитывая то, что ты любишь атаковать и совершать результативные действия, не грустно ли тебе от того, что происходит это не так уж и часто?
— Конечно, мне хочется больше созидать на поле. Думаю, такое желание есть у всех футболистов. К тому же я являюсь тем игроком, который больше любит не забивать, а создавать моменты для своих партнёров. Отдавать голевые передачи. Но пока ситуация такая. Надеюсь, что моя статистика улучшится.
— В твоей игре есть интересная особенность. Ты зачастую выходишь из-под прессинга, сохраняя удивительное хладнокровие. Пытаешься не просто выбить мяч подальше, как зачастую учат в детских школах, а хочешь сохранить мяч для своей команды. Как ты развил в себе это игровое качество?
— Я всегда старался играть подобным образом. Такова моя философия. Это происходит не потому, что меня кто-то этому учил. Моей любимой командой в детстве была «Барселона», я смотрел много её матчей. Наблюдал за тем, как она играет. И мне нравится именно так играть. Возможно, эта та искорка, которой меня наградил Бог.
У каждого футболиста свои таланты: у кого-то скорость, у кого-то умение хорошо играть головой. А мне дано вот это хладнокровие. Я не чувствую какого-либо давления при прессинге. Меня это никак не закрепощает. Я ненавижу просто куда-то выбивать мяч. Стараюсь либо обыграть, либо отдать передачу.
— Многие говорят, что ты выглядишь старше своих лет как по игре, так и внешне. Согласен с этим?
— По поводу внешности согласен. Что касается игры, наверное, это пришло из детства, когда мы постоянно играли с более старшими и опытными товарищами. Я учился у них, наблюдал, как они играют.
— Ты упомянул, что у Михаила Галактионова есть определённая философия, которую в команде все понимают. А чего просит главный тренер именно от тебя?
— Нельзя говорить про требования к отдельному игроку. Есть требования по позициям, которые должны выполняться всеми, кто на этих позициях играет, и при этом неважно, как тебя зовут.
— Ты левша. В советских школах часто переделывали левшей в правшей. Было ли у тебя что-то подобное в детстве?
— Серьёзно? Наоборот, считаю каким-то благословением, что я левша. Никто никогда не пытался меня переделывать. И потом — очень многим нравится моя левая нога (улыбается). Не хочу сказать про правшей ничего плохого, но левшой быть круто!
— Наш ближайший соперник — «Балтика». «Локомотив» недавно играл с ней товарищеский матч. Какое впечатление оставили калининградцы?
— Несмотря на то, что они являются новичками премьер-лиги, было очень хорошее впечатление от их игры. Я более чем уверен, что они приедут с настроем биться! Захотят показать, что они могут играть в футбол, что на многое способны… А в каких матчах это демонстрировать, как не с лидерами чемпионата, с топ-клубами?
Более того, я не думаю, что они будут «парковать автобус» у своих ворот и выбивать мячи в разные стороны. Они любят и умеют играть в комбинационный футбол.
— Расскажи, с кем ты дружишь в команде и с кем больше общаешься?
— Я тот человек, который всегда старается идти на контакт и поддерживать хорошие и уважительные отношения. Могу пошутить, посмеяться. Больше всего общаюсь с Лукасом Фассоном, Гилерме, Костей Марадишвили. Также с Антоном Миранчуком, Альберто (физиотерапевт Хуан Альберто Пинар Санс)... С теми, кто говорит по-английски. Да и с теми, кто не говорит, я тоже общаюсь. Смеёмся, пытаемся найти общий язык.
— Как ты проводишь свободное время между матчами и тренировками?
— Всё просто. Могу съездить в ресторан, пообщаться с семьёй. Ничего особенного.
— Насколько комфортно тебе живётся в Баковке?
— Чувствую себя очень комфортно. Главное, что здесь есть еда, потому что я достаточно ленивый человек и не люблю готовить.
— Какое у тебя самое любимое блюдо на базе?
— Карбонара.
— Как ты отметил свой недавний день рождения? Кто был на нём из команды и как всё прошло?
— Честно говоря, день рождения был так себе. Я заболел, мне было плохо, болел живот. Это случилось как раз перед игрой с «Рубином», на которую я не поехал. Поэтому празднования не было.
— Какой самый запоминающий подарок на день рождения ты получал?
— Я никогда не был материалистом, поэтому про вещи ничего не могу сказать. Больше всего люблю, когда в день рождения рядом моя семья, родители, а на столе праздничный пирог.
— Есть ли у тебя какое-то хобби?
— Люблю играть в большой теннис. Здесь играл раза три.
— Ты знаешь, кто в «Локомотиве» тоже очень любит теннис?
— Антон Миранчук?
— Нет, это Артём Дзюба. Он очень хорошо играет в теннис. Если он бросит тебе вызов, сыграешь с ним?
— Конечно, сыграю. Только не уверен, что выиграю, если вы говорите, что он так хорошо играет (улыбается).
— Расскажи, кто больше всего помог тебе в развитии как игроку? И кто давал самые ценные советы?
— Конечно же, это мой папа. Он сильно повлиял на моё становление как личности. Особенно своими рассказами, историями, своим примером. Он научил меня никогда не сдаваться и всегда относиться с улыбкой к людям, даже которым ты не нравишься.
— Разбираешь ли ты с папой свои матчи?
— Игры мы обсуждаем, но при этом папа никогда меня не ругал и не критиковал за то, что я сыграл недостаточно хорошо. Он всегда интересуется, что сказал тренер, как я сам оцениваю свою игру.
Думаю, он понимает, что если ты плохо сыграл, то меньше всего хочешь, чтобы тебе кто-то ещё об этом говорил. Наоборот, стараешься искать поддержку, и он эту поддержку мне даёт.
— Что тебе помогает быстрее прийти в себя после неудачной игры? И что бы ты посоветовал молодым игрокам?
— Не сказал бы, что являюсь неким примером вдохновения для других людей. Но могу сказать, что когда проигрывает моя команда, то я пытаюсь найти утешение в кругу семьи или кругу друзей. Отвлечься от этого и двигаться дальше. Поражение — это просто поражение. Да, обидно. Но на следующий день уже надо думать о следующем матче и готовиться к нему.
— А как ты готовишься к матчам? И какой совет молодым игрокам ты бы дал в плане подготовки к играм?
— У меня всё достаточно банально. Непосредственно перед игрой просто слушаю музыку, она помогает настраиваться.
— Назови несколько песен, которые помогают тебе настраиваться. Может быть, которые ты любишь напевать.
— Люблю бразильские мелодии, они заряжают. А ещё прямо перед игрой люблю слушать Эминема. Я где-то прочитал или кто-то мне сказал, что если перед игрой слушать Эминема, то сыграешь на десять процентов лучше, чем в предыдущем матче. И я в это верю, он тоже заряжает.
— Может, назовёшь пару треков?
— У меня нет какого-то любимого трека. Всё всегда под текущее настроение. Но пара песен Эминема всегда есть в плейлисте.
— Кто из футболистов, с кем ты тренировался или играл, произвёл самое сильное впечатление?
— В АЕКе мы играли вместе со швейцарцем Стивеном Цубером. Он очень сильно мне помог. Ему тогда был уже 31 год. Он суперпрофессионал своего дела. Он помогал мне советами как в футбольном плане, так и в жизненном. Знаю, что он играл в России за ЦСКА несколько лет назад.
— О чём мечтаешь?
— Первая и самая главная мечта, чтобы у моей семьи никогда не было никаких проблем. Чтобы всегда всё было стабильно и был достаток. Чтобы родители не беспокоились о том, на что они будут жить, когда выйдут на пенсию. И также мечтаю о встрече с друзьями, чтобы вместе провести время. Посидеть, пообщаться, посмеяться.
— А кем ты мечтал стать в детстве?
— Я ни о чём другом не мечтал, кроме как о футболе. С пяти лет, как я начал им заниматься, всегда увлекался только им, следил, болел. Это и была моя мечта.
— Охарактеризуй себя несколькими словами.
— Я всегда открыто выражаю свои эмоции. Хорошие они или плохие, я никогда их не скрываю. И всегда стараюсь быть счастливым. Знаю, что в этой жизни просто так ничего не даётся. Но, несмотря на все трудности, которые случаются, надо всегда сохранять оптимизм и быть счастливым.
— Есть ли у тебя какой-то девиз, которому ты следуешь и который тебе нравится?
— В своей жизни я слышал много разных красивых слов и фраз. Но всегда следую принципу, что нужно быть счастливым. Если ты делаешь что-то, что тебе не нравится, или ты от чего-либо несчастлив, то нужно уходить от этого и делать что-то другое, что будет доставлять тебе удовольствие.
— Читаешь ли ты книги? Если да, то какое произведение впечатлило тебя настолько, что ты бы мог его порекомендовать?
— Люблю комиксы. А последнее, что прочитал из хорошего, это «Гарри Поттер».
— Знаешь ли ты известного персонажа компьютерной игры, которого так же, как и тебя, зовут Марио? И играл ли ты в эту игру?
— Конечно, знаю. И играл в эту игру. Мне кажется, что на этой земле нет такого ребёнка, который в неё бы не играл (улыбается).
— Никогда не сравнивал себя с ним?
— Нет, сам не сравнивал, но за меня это делали другие (улыбается).
— Есть ли какая-то предыстория, почему тебя так назвали?
— Честно говоря, никогда своих родителей об этом не спрашивал. Но думаю, что они хотели выбрать такое имя, которое было бы и звучным, и подходило бы и албанцу, и греку одновременно.
— Ещё весной ты играл за молодёжную сборную Албании, но уже в межсезонье принял участие в двух отборочных матчах чемпионата Европы в составе своей национальной сборной. Причём в футболке с номером два. Судя по цифре, тебе удалось завоевать место в стартовом составе?
— По поводу сборных — вообще ни про кого нельзя сказать, что ему гарантировано место в составе. И даже если ты хорошо сыграл последние две игры, то далеко не факт, что тебя вызовут на третью. Особенно, когда ты ещё молодой.
Поэтому остаётся только работать, выкладываться, доказывать. Показывать, на что ты способен. И ждать очередного вызова.
— Какие чувства вызывает у тебя игра за сборную?
— Это уникальное чувство. Сама атмосфера, особенно когда перед разминкой включают эмоциональную музыку. Плюс мы, албанцы, являемся очень патриотичной нацией. Очень сложно описать словами эти чувства, когда ты играешь за сборную. Это где-то глубоко внутри, уникально и неописуемо.
— Впереди у Албании два матча против Чехии и Польши. Что ты скажешь об этих играх, а также о том, что гипотетически ты можешь сыграть против бывшего игрока «Локомотива» Яна Кухты из сборной Чехии?
— На данный момент есть только расширенный список, в который я вошёл. Про Кухту знаю. Но всё зависит от тренера, от того, какой будет окончательный список. Может быть, меня вызовут, а может, и нет. Не исключаю, что тренер захочет посмотреть кого-то ещё. Буду надеяться, что попаду в окончательный состав и мне удастся сыграть против Кухты.
— Что бы ты хотел сказать болельщикам «Локомотива»?
— Хочу поблагодарить их за поддержку, в том числе и в прошлом сезоне. Мы всегда стараемся оправдывать их ожидания, выходим играть для них, а не для себя.
Прекрасно понимаю: когда твоя команда проигрывает, ты на следующий день идёшь на работу с плохим настроением. Поэтому мы постараемся сделать всё, чтобы радовать вас в каждой игре. Приходите, болейте, поддерживайте нас. Это очень приятно. Спасибо вам за всё!