Алексей Поляков: Вратарь? Готовься к стрессу
Алексей Поляков – фигура для «Локомотива» знаковая. Долгое время он был голкипером «железнодорожников», а после завершения карьеры работал в «Локомотиве-2». Не так давно Поляков вернулся в клуб, чтобы тренировать ребят из Академии, а затем вошел в штаб «молодежки» и дал интервью журналу «Наш «Локо» о работе на химзаводе, психологии и дружбе между голкиперами.
– В 2006 году в интервью «Нашему «Локо» вы признались, что для вас очень важно остаться в футболе как можно дольше.
– Видите, пока получается это желание осуществлять. Когда ты заканчиваешь футбольную карьеру, достаточно сложно найти себя в жизни – кто-то сразу идет в тренеры, кто-то берет паузу, другие предпочитают уйти из спорта, например, в бизнес. У каждого своя дорога. Я решил попробовать себя на тренерском пути: сначала с ребятами из Академии «Локомотива», теперь вот с молодежной командой.
– После завершения карьеры вы уже успели поиграть за команду ветеранов. Не рано Алексей Поляков стал «ветераном»?
– Кстати, это был достаточно интересный опыт! Горлукович, Кузнецов, Черенков, Кирьяков – что ни фамилия, то звезда отечественного футбола. А сколько баек рассказали! Так что хотел бы поблагодарить за такую возможность. Потом еще и за любительский клуб «Интер» какое-то время поиграл, а после директор Академии Алексей Щиголев предложил должность тренера в «Локомотиве».
– Долго раздумывали над предложением?
– Да почти сразу согласился, какие тут раздумья! «Локо» – очень важный клуб в моей жизни, и я действительно рад, что и сейчас могу приносить ему пользу. Плюс я хотел сам для себя попробовать тренерскую должность – почувствовать, что это такое.
– Кем быть в футболе проще: тренером или игроком?
– Игроком, конечно, проще будет. Дело не в уровне ответственности. Если ты игрок, то выполняешь установку тренера. А вот тренеру уже приходится думать: как построить занятие, на что обратить внимание… Вратарь должен быть готов и физически, и тактически.
– А как же психология?
– Это вообще одна из основных вещей в карьере голкипера. Когда вратарь идет к мячу, у него не должно быть чувства страха: он должен быть готов к стрессовым ситуациям, в том числе и к неудачам. Если ты ошибаешься – никогда не показывай виду. Пусть внутри у тебя все бушует, но ни твои партнеры, ни тем более соперники не должны об этом догадаться.
– Наверняка вас в Белгороде не готовили так, как готовят сейчас вратарей в «Локо».
– Да, конечно – какое там! По телевизору смотрел на игры Рината Дасаева и пытался что-то брать из его стиля. Сейчас-то с этим проще: доступны любые тренировки любого вратаря.
– Вы же вообще начинали играть в футбол на заводе.
– Да, это правда, – улыбается Поляков. – После школы пошел работать на химзавод по производству порошков. Там смена до четырех-пяти часов и на тренировку! Работа такая была, что «физику» хорошо подтянула. Загружал вагоны для отправки по всей стране. Вся Россия стирала этими порошками. Думаю, для домохозяек постарше марки «Нептун», «Фея» и «Кристалл» хорошо известны. Потом просто понял, что загружать вагоны – это не мое и надо вырываться скорее. Получилось.
– Свой первый матч в «основе» «Локомотива» помните?
– В Волгограде против местного «Ротора», – почти не задумываясь, отвечает Алексей. – Это был 1999 год, «Локо» уже обеспечил себе серебряные медали чемпионата и отправился на игру полурезервным составом. Тогда как раз начинал играть Руслан Пименов – был на подходе к основному составу. Очень волнительный момент: неважно, что игра ничего не решала.
– Некоторые тренеры считают, что вратари не должны дружить между собой. Согласны?
– Буду судить по себе: на всех сборах я жил в номере с коллегами по амплуа. Я не считаю, что должна быть какая-то нездоровая атмосфера. Вне футбольного поля мы и в гости друг к другу ходили, и семьями дружили, помогали всегда. Вся конкуренция оставалась на футбольном поле. Ты в одних воротах – он в других. Вот и доказывай тренеру, кто сильнее и достойнее. И сейчас я стараюсь эту же атмосферу передать ребятам в «молодежке»: делаешь упражнение на максимуме и можешь немного пошутить, «выдохнуть».
– То есть с Сергеем Овчинниковым у вас были хорошие отношения?
– Да, мы много раз встречались у него дома, отдыхали. Он, конечно, совершенно другой человек вне футбольного поля – профессиональные игроки должны переключаться от работы к повседневной жизни. Получается не у всех. Знаю ребят, которые всегда оставались «в игре». Мне кажется, это неправильно.
– У вас в «молодежке» трое подопечных. В каком состоянии вы их приняли?
– Хорошие ребята, которые не щадят себя на тренировках. Чтобы подвести их к основной команде, работы еще достаточно. Надеюсь, что та конкуренция, которая есть на вратарской позиции в «Локомотиве», лишь придаст им дополнительную мотивацию. Верю, что каждый из них станет большим вратарем, и приложу для этого максимум усилий!